Институт гражданства Европейского союза является достаточно интересным. Во-первых, гражданство предоставляется государством, а Европейский союз государством не является, хотя и имеет некоторые черты государства. Во-вторых, ни одно из объединений государств либо международная организация, как иногда рассматривается Европейский союз, не имеет института гражданства.
Институт гражданства Европейского союза был предусмотрен Договором о Европейском союзе 1992 г. В соответствии со ст. 9 Договора гражданами Союза признаются граждане всех государств-членов. Получение национального гражданства влечет за собой одновременно приобретение гражданства Союза [1].
Можно сделать вывод о том, что процесса отдельного приобретения гражданства Европейского союза нет. Нормы национального права государств-членов (а их в настоящее время 28) регламентируют основания и процесс приобретения гражданства государства-члена Европейского союза, а значит, эти нормы могут серьезно отличаться друг от друга, следовательно, и процесс получения единого европейского гражданства будет различным в разных государствах-членах Европейского союза.
В большинстве стран Европейского союза для получения гражданства необходимо соблюсти следующие требования: необходимо проживать на территории государства-члена определенное количество лет (10 лет в Италии, 5 лет в Латвии, 8 лет в ФРГ) и знать государственный язык данного государства, основы его правовой и государственной системы. Однако нам представляется целесообразным, чтобы все страны Европейского союза унифицировали процедуру получения гражданства – определили единый срок, необходимый для проживания в государстве-члене Европейского союза (например, 5 лет). Также можно согласовать и иные требования: знания о государственном языке, о правовой и государственной системе и др. Данную процедуру унификации целесообразно было бы осуществить с помощью институтов Европейского союза.
Известно, что право Европейского союза основано на принципе интегративности, в соответствии с которым нормы права Европейского союза рассматриваются как автоматически интегрированные в национальные системы права государств-членов. Они подлежат применению национальными властями и судами в том же порядке и в том же объеме, как и соответствующие нормы национального права [3, c. 73].
По нашему мнению, данная мера способствовала бы созданию единых условий и порядка получения гражданства Европейского союза.
Гражданство Союза преследует цели, обращенные в будущее: усилить защиту прав и свобод личности, а также повысить притягательность европейской интеграции среди рядовых членов Сообщества [3, c. 84].
Как подчеркивается в Договоре, европейское гражданство предоставляет гражданам новые права и обязанности по отношению к Союзу и не заменяет, а дополняет гражданство государств Европейского союза [1].
Прежде всего, граждане Европейского союза имеют право избирать и быть избранными в Европейский парламент независимо от места жительства (ст. 39, 40 Хартии). Кроме того, гражданин может голосовать и баллотироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане государства, в котором он проживает [2].
Гражданин Европейского союза обладает правом на дипломатическую и консульскую защиту на территории третьего государства, в котором его государство не имеет своего дипломатического или консульского представительства, на тех же условиях, что и гражданин государства-члена, у которого такое представительство имеется [2]. Это является довольно интересным и прогрессивным положением, которое, несомненно, призвано еще больше повысить защиту граждан Европейского союза за рубежом.
За гражданами Европейского союза закрепляются отдельные права по отношению к некоторым институтам Европейского союза. В частности, они вправе обращаться индивидуально или совместно с другими гражданами с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в его компетенцию, а также обращаться к Европейскому омбудсмену с жалобами на плохую организацию деятельности институтов и органов Союза [2].
Граждане Европейского союза могут свободно передвигаться как по территории своих стран, так и по территории Европейского союза, выбирать место жительства по своему усмотрению [2].
Экономические и социальные права граждан Европейского союза одинаковые по сравнению с гражданами, имеющими национальное гражданство. Правда, существуют определенные ограничения на доступ к государственной службе и управление государством [3, c. 84].
В то же время, гражданство Европейского союза не обременяет граждан новыми обязанностями, что, несомненно, является большим плюсом.
Таким образом, можно выделить следующие особенности гражданства Европейского союза:
1) гражданство Европейского союза предоставляется автоматически гражданам государств-членов Европейского союза;
2) гражданство Европейского союза является производным от гражданства государств-членов Европейского союза;
3) гражданство Европейского союза предоставляет гражданам дополнительные права, но не налагает обязанности;
4) гражданство Европейского союза не заменяет, а дополняет гражданство государств-членов Европейского союза;
5) процедура получения гражданства Европейского союза зависит от конкретных требований, которые предъявляются государствами-членами Европейского союза к кандидатам на получение гражданства государств-членов Европейского союза. Данные требования различны. По нашему мнению необходимо выработать единые требования и процедуру получения гражданства государств-членов Европейского союза. Данная процедура могла бы быть выработана институтами Европейского союза, основываясь на принципах гармонизации и интегративности права Европейского союза.
В заключение хочется отметить, что наличие института гражданства в Европейском союзе подчеркивает высокую степень интеграции государств для построения сильного и процветающего, единого европейского общества.
Литература:
1. Договор о Европейском Союзе // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu.html. – Дата доступа: 23.09.2014.
2. Хартия Европейского Союза об основных правах // Право Европейского союза [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/charter.html. – Дата доступа: 23.09.2014.
3. Пастухов, М.И. Европейское право / М.И. Пастухов. – Минск : Тетралит, 2013. – 128 с.
_________________________________
Научный руководитель – Трафимчик Инна Валентиновна, м. ю. н., преподаватель
|