Аннотация. Реализация принципа повышения правовой культуры в деятельности миграционных служб и его влияние на реализацию прав иммигранта на свободу передвижения в зависимости от его уровня культуры - одна из актуальных проблем эпохи глобализации. Она имеет административно-правовой и конституционно-правовой характер.
Притягательная сила юридического закрепления принципа повышения правовой культуры постоянно возрастает. Причин тому много. Это, прежде всего, реальное осуществление на практике принципа верховенства закона в области внешней миграции. Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года в пункте 5 торжественно провозгласила: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» [1. с.685]. Дальнейшее развитие этот принцип получил в п.2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года: При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния [2, с.8].
Характер взаимоотношений иммигрантов и сотрудников миграционных служб наиболее ярко характеризует уровень развития правовой культуры в стране, поскольку он определяет реальность основных прав иммигрантов, правовые гарантии их защиты, возможность участия миграционных органов в решении вопросов охраны прав иммигрантов. Между тем, в Законе РК о миграции населения не нашел своего закрепления принцип правовой культуры. Вместе с тем как показывает печальный опыт многих стран, отсутствие иммиграционного отбора в зависимости от уровня и типа правовой культуры может привести к вспышкам ксенофобии и шовинизма. Следовательно, проблема юридического закрепления принципа правовой культуры в Законе РК О миграции населения Республики Казахстан требует углубленного и всестороннего исследования.
Конституция Республики Казахстан признает и юридически закрепляет за иностранными гражданами права и свободы, провозглашенные в международных документах, и гарантирует их реальное осуществление. В ней закрепляется, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства (п.1 ст. 21 Конституции РК). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (п.5 ст. 12 Конституция РК). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст. 39 Конституции РК). Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (п.2 ст. 13 Конституции РК) [3, с.7 – 13].Вместе с тем, чтобы провести иммиграционный отбор среди иммигрантов, необходимы четкие и детальные критерии отбора тех лиц, в способностях и талантах которых нуждается страна. На наш взгляд вышеуказанные положения могут быть реализованы при наличии принципа повышения правовой культуры в Законе О миграции населения.
Ключевые слова: правовая культура, иммиграционный отбор, миграционная полиция, миграционная служба, миграция, демография, незаконная иммиграция, иммиграционный надзор.
Введение. Положения Конституции страны, закрепляющие права и свободы иммигрантов, регулируются и обеспечиваются различными отраслями действующего права Республики Казахстан: административным, конституционным, уголовным и другими отраслями.
В демократических государствах деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иммиграционный контроль (надзор), традиционно имеет большую значимость и играет основополагающую роль в деле определения культурного уровня иммигранта, защиты основ конституционного строя и национальной безопасности. Поэтому всякое действие, направленное на определение уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, оказывает положительное воздействие на совершенствование правового механизма отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры и знаний для национальной безопасности РК.
Актуальность проблемы определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения диктуется интересами защиты прав, свобод и законных интересов личности, а также обеспечения национальной безопасности. Серьезную угрозу стабильности представляют события в государствах Центральной Азии и России, связанные с терроризмом. Возрастает угроза со стороны международных преступных организаций, взявших на вооружение религиозный экстремизм и терроризм [4, с.229]. В этой связи Президент страны справедливо требует от Министерства внутренних дел Республики Казахстан принять меры по обеспечению строгого контроля за соблюдением иностранцами правил пребывания на территории Казахстана [5, с.65].Вместе с тем, иммиграционный отбор иммигрантов не получил своего окончательного оформления ни в законодательстве, ни на практике. К сожалению, миграционные службы Республики Казахстан пока еще не занимают своего особого места в системе органов иммиграционного контроля (надзора) – важного института в механизме обеспечения национальной безопасности. Мы полагаем, что миграционные службы есть правоохранительные подразделения, призванные исполнять свои полномочия на законодательной основе по отбору иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры. «Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности, - справедливо отмечает В.Н. Хропанюк, - верховенства закона в регулировании общественных отношений» [6, с.243].
Методика: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, дедукция, индукция, нормативное обоснование, научно-практический синтез.
Основная часть. В интересах достижения необходимого законодательного уровня и четких правовых процедур в области определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта и обеспечения национальной безопасности РК представляется целесообразной работа по созданию единого органа миграционной службы. Компетенция данного органа будет сфокусировано на иммиграционном отборе, путем проведения экзаменов на знание иммигрантами Конституции РК. А это, в свою очередь, связано с ускорением процесса создания действенной единой системы иммиграционного контроля в нашей стране [7, с. 119].
Для общества с либеральной экономикой характерной особенностью остается законодательное закрепление принципов правового регулирования статуса иммигранта и миграционных служб с их взаимной ответственностью. Как верно отмечает В.Н. Хропанюк: «Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций» [6 С.243]. В нашей стране, к сожалению, многие вопросы миграции и демографии по-прежнему регламентируются подзаконными актами органов исполнительной власти. Следует согласиться с В.Н. Хропанюком, который считает, что ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования [6, с.243].
На наш взгляд, Закон Республики Казахстан «О миграции населения» должным образом не разграничивает полномочия ОВД и Комитета национальной безопасности в области отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры. Нам нельзя забывать, что реальное становление правового механизма обеспечения национальной безопасности в Республике Казахстан осуществляется на основе взаимодействия и сотрудничества этих органов по вопросам въезда, пребывания и выезда иностранцев и лиц без гражданства [6, с.120].
Деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан в области внешней миграции, основанная на принципах уважения прав личности, законности, гласности, гуманизма и разграничения полномочий ОВД и ОНБ, осуществляется с целью обеспечения национальной безопасности и защиты основ конституционного строя Республики Казахстан. Это требует поиска нового правового механизма обеспечения отбора иммигрантов в зависимости от уровня их правовой культуры и реализации прав личности на свободу передвижения в Республике Казахстан. А без закрепления принципа правовой культуры в области миграции достичь этого не представляется возможным
Структура деятельности миграционных служб нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, необходимо создать подразделение по отбору иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры. Вместе с тем, закрепление правомочия миграционных служб в области проведения тестирования иммигранта на знание Конституции РК с целью определения уровня и типа правовой культуры позволило бы осуществлять отбор высококвалифицированных специалистов-иммигрантов, для реализации Программы индустриализации страны. Легитимность всех иммиграционных процедур в сфере отбора иммигрантов, в которых нуждается страна, нашло бы свое отражение в Законе о демографии. Исходя из этого, миграционные службы в своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, принципом отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры .Уровень и тип правовой культуры иммигранта –это тот важнейший принцип, который не нашел своего юридического закрепления в Законе О миграции населения. И вместе с тем именно это принцип определяет вопрос о целесообразности пребывания лица на территории РК. Исследуя проблему юридического закрепления принципа повышения правовой культуры иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, мы ведем речь о необходимости отбора тех высококвалифицированных специалистов, которые обладают высоким уровнем правовой культуры и их проживание выгодно для страны с точки зрения реализации Программы индустриализации страны.
Следует выделить следующие формы взаимной связи повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта и притока в нашу страну высококвалифицированных специалистов для реализации Программы индустриализации страны:
-юридическое закрепление принципа повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта в Законе РК О миграции населения;
- реальность иммиграционного отбора с помощью проведения экзамена в форме тестирования на знание Конституции РК;
-взаимосвязь функционирования иммиграционного отбора высококвалифицированных специалистов и стабильность основ конституционного строя РК ;
- влияния иммиграционного отбора на повышение уровня и типа правовой культуры иммигрантов;
-создавать подразделения иммиграционного отбора в структуре миграционных служб.
И формы воздействия иммиграционного отбора на повышение уровня и типа правовой культуры иммигранта в РК:
- влияние принципа отбора мигрантов в зависимости от уровня и типа правовой культуры иммигранта в сфере реализации Программы индустриализации страны;
- изменение статуса миграционных служб в связи с отбором иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры ;
- закрепление в Законе о миграции населения принципа иммиграционного отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры;
- регулирование вопросов миграции и демографии посредством Закона о демографии, основанного на нормах Конституции РК.
• Заключение. Проблема юридического закрепления принципа повышения уровня и типа правовой культуры иммигрантов, возникла в результате отсутствия отбора тех высококвалифицированных иммигрантов, деятельность которых будет полезна и выгодна для реализации Программы индустриализации РК. Это означает, что при всей актуальности миграционной проблемы, необходимо разработать закон о демографии, который будет учитывать культурный уровень иммигранта, его полезность и лояльность интересам РК. Вместе с тем, формирование института отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры в Республике Казахстан состоит в том, чтобы данный институт смог обеспечить приток высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем правовой культуры. Это позволило бы снизить приток малоквалифицированных и радикально настроенных иммигрантов, которые могут быть причинить вред основам конституционного строя страны. Между тем приток иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры позволило бы нашей стране осуществлять Программу индустриализации. Масштабы миграции, по мнению С. Кастлза, в целом возрастают, при этом мигранты во все большей степени различаются по социальным и культурным характеристикам, так что становится все труднее проводить различия между определенными типами миграции. Возрастает взаимосвязь и взаимовлияние государств, народов и культур(9,с.45).
Особенности современного состояния социальной и культурной реальности исследуются в работах 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Ж. Делеза, Р. Йенсена, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, Э. Тоффлера(9,с.65).
Источники:
1. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. – М.: Изд.гр. ИНФРА – М – НОРМА, 1997 – 816 с.
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Аргументы и факты, 1989, 7 декабря, 8 с.
3. Конституция Республики Казахстан /На русском языке. – Алматы: «Credo», 1999.- 44 с.
4. Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 года // САПП РК, 2000, № 44-45, ст.538, 425 с.
5.Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» от 10 февраля 2000 года //САПП РК, 2000, № 7, ст.75, 167 с.
6.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – 377 с.
7.Концепция миграционной политики Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. //САПП РК, 2000, №38-39, ст. 449, 167 с.
8. Castells, M. The Rise of the Network Society, Oxford: Blackwell. 1996.
9. Жукова, И.В. О современном контексте мультикультурализма в Канаде. -М.: МосГУ, 2004.-128 с.
|