:: LEX :: К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА  ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ
UA  RU  EN
 
  Главная
  Как принять участие в научной конференции?
  Календарь конференций
  Редакционная коллегия. ОБ «Наукова спильнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архив

Актуальные исследования правовой и исторической науки (выпуск 63)

Срок представления материалов

11 июля 2024

До начала конференции осталось дней 0


  Научные конференции
 

  Полезные правовые интернет ресурсы
 

 Полезные ссылки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Счетчики


 Ссылки


 Кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ
 
07.09.2015 11:04
Автор: Ибраева Алуа Саламатовна, доктор юридических наук, професор; Есетова Салтанат Конысбаевна, кандидат юридических наук, доцент; Досумов Жандарбек Казиканович, доктор философии Phd по юридической науке(административное право), Евразийский Технологический Университет, Казахстан
[Секция 1. Теория и история государства и права. История политических и правовых учений. Философия права]

Аннотация. Реализация принципа повышения правовой культуры в деятельности  миграционных служб  и его влияние на реализацию прав иммигранта на свободу передвижения в зависимости от его уровня культуры - одна из актуальных проблем эпохи глобализации. Она имеет административно-правовой и конституционно-правовой характер. 

Притягательная сила юридического закрепления принципа повышения правовой культуры постоянно возрастает. Причин тому много. Это, прежде всего, реальное осуществление на практике принципа верховенства закона в области внешней миграции. Французская Декларация прав человека и гражданина  от 26 августа 1789 года в пункте 5 торжественно провозгласила: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» [1. с.685]. Дальнейшее развитие этот принцип получил в п.2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций 1948 года: При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния [2, с.8].

Характер взаимоотношений иммигрантов и сотрудников миграционных служб наиболее ярко характеризует уровень развития правовой культуры в стране, поскольку он определяет реальность основных прав иммигрантов, правовые гарантии их защиты, возможность участия миграционных органов в решении вопросов охраны прав иммигрантов. Между тем, в Законе РК о миграции населения не нашел своего закрепления принцип правовой культуры. Вместе с тем как показывает печальный опыт многих стран, отсутствие иммиграционного отбора в зависимости от уровня и типа правовой культуры может привести к вспышкам ксенофобии и шовинизма.  Следовательно, проблема юридического закрепления принципа правовой культуры в Законе РК О миграции населения Республики Казахстан требует углубленного и всестороннего исследования.

Конституция Республики Казахстан признает и юридически закрепляет за иностранными гражданами права и свободы, провозглашенные в международных документах, и гарантирует их реальное осуществление. В ней закрепляется, что каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства (п.1 ст. 21 Конституции РК). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (п.5 ст. 12 Конституция РК). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст. 39 Конституции РК). Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод (п.2 ст. 13 Конституции РК) [3, с.7 – 13].Вместе с тем, чтобы провести иммиграционный отбор среди иммигрантов, необходимы четкие и детальные критерии отбора тех лиц, в способностях и талантах которых нуждается страна.  На наш взгляд вышеуказанные положения могут быть реализованы при наличии принципа повышения  правовой культуры в Законе О миграции населения.

Ключевые слова: правовая культура, иммиграционный отбор, миграционная полиция, миграционная служба, миграция, демография, незаконная иммиграция, иммиграционный надзор.




Введение. Положения Конституции страны, закрепляющие права и свободы иммигрантов, регулируются и обеспечиваются различными отраслями действующего права Республики Казахстан: административным, конституционным, уголовным и другими отраслями.

В демократических государствах деятельность правоохранительных органов, осуществляющих иммиграционный контроль (надзор), традиционно имеет большую значимость и играет основополагающую роль в деле определения культурного уровня иммигранта, защиты основ конституционного строя и национальной безопасности. Поэтому всякое действие, направленное на определение уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, оказывает положительное воздействие на совершенствование правового механизма отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры и знаний  для  национальной безопасности РК.

Актуальность проблемы определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения диктуется интересами защиты прав, свобод и законных интересов личности, а также обеспечения национальной безопасности. Серьезную угрозу стабильности представляют события в государствах Центральной Азии и России, связанные с терроризмом. Возрастает угроза со стороны международных преступных организаций, взявших на вооружение религиозный экстремизм и терроризм [4, с.229]. В этой связи Президент страны справедливо требует от Министерства внутренних дел Республики Казахстан принять меры по обеспечению строгого контроля за соблюдением иностранцами правил пребывания на территории Казахстана [5, с.65].Вместе с тем, иммиграционный отбор иммигрантов  не получил своего окончательного оформления ни в законодательстве, ни на практике. К сожалению,  миграционные службы Республики Казахстан пока еще не занимают своего особого места в системе органов иммиграционного контроля (надзора) – важного института в механизме обеспечения национальной безопасности. Мы полагаем, что миграционные службы есть правоохранительные подразделения, призванные исполнять свои полномочия на законодательной основе по отбору иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры. «Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности, - справедливо отмечает В.Н. Хропанюк, - верховенства закона в регулировании общественных отношений» [6, с.243].

 Методика: сравнительно-правовой метод, диалектический метод, дедукция, индукция,  нормативное обоснование, научно-практический синтез.




Основная часть. В интересах достижения необходимого законодательного уровня и четких правовых процедур в области определения уровня и типа правовой культуры и знаний иммигранта и  обеспечения национальной безопасности РК представляется целесообразной работа по созданию единого органа миграционной службы. Компетенция данного органа будет сфокусировано на иммиграционном отборе, путем проведения экзаменов на знание иммигрантами Конституции РК. А это, в свою очередь, связано с ускорением процесса создания действенной единой системы иммиграционного контроля в нашей стране [7, с. 119].

Для общества с либеральной экономикой характерной особенностью остается законодательное закрепление принципов правового регулирования статуса иммигранта и миграционных служб с их взаимной ответственностью. Как верно отмечает В.Н. Хропанюк: «Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций» [6 С.243]. В нашей стране, к сожалению, многие вопросы миграции и демографии по-прежнему регламентируются подзаконными актами органов исполнительной власти. Следует согласиться с В.Н. Хропанюком, который считает, что ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования [6, с.243].

На наш взгляд, Закон Республики Казахстан «О миграции населения» должным образом не разграничивает полномочия ОВД и Комитета национальной безопасности в области отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры. Нам нельзя забывать, что  реальное становление правового механизма обеспечения национальной безопасности в Республике Казахстан осуществляется на основе взаимодействия и сотрудничества этих органов по вопросам въезда, пребывания и выезда иностранцев и лиц без гражданства [6, с.120].

Деятельность правоохранительных органов Республики Казахстан в области внешней миграции, основанная на принципах уважения прав личности, законности, гласности, гуманизма и разграничения полномочий ОВД и ОНБ, осуществляется с целью обеспечения национальной безопасности и защиты основ конституционного строя Республики Казахстан. Это требует поиска нового правового механизма обеспечения отбора иммигрантов в зависимости от уровня их правовой культуры и реализации прав личности на свободу передвижения в Республике Казахстан. А без закрепления принципа правовой культуры в области миграции достичь этого не представляется возможным

Структура деятельности миграционных служб нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, необходимо создать подразделение по отбору иммигрантов в зависимости от их уровня и типа  правовой культуры. Вместе с тем, закрепление правомочия миграционных служб в области проведения тестирования иммигранта на знание Конституции РК с целью    определения уровня и  типа правовой культуры позволило бы осуществлять отбор высококвалифицированных специалистов-иммигрантов, для реализации Программы индустриализации страны. Легитимность всех иммиграционных процедур в сфере отбора иммигрантов, в которых нуждается страна, нашло бы свое отражение в Законе о демографии. Исходя из этого, миграционные службы в своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, принципом отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры .Уровень и тип  правовой культуры иммигранта –это тот важнейший принцип, который не нашел своего юридического закрепления в Законе О миграции населения. И вместе с тем  именно  это принцип определяет вопрос о целесообразности пребывания лица на территории РК. Исследуя проблему юридического закрепления принципа  повышения правовой культуры иммигранта в сфере реализации прав личности на свободу передвижения, мы ведем речь о необходимости отбора тех высококвалифицированных специалистов, которые обладают  высоким уровнем правовой культуры и их проживание выгодно для страны с точки зрения реализации Программы индустриализации страны.

 Следует выделить следующие формы  взаимной связи повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта  и притока в нашу страну высококвалифицированных специалистов для реализации Программы индустриализации страны:

-юридическое закрепление принципа повышения уровня и типа правовой культуры иммигранта в Законе РК О миграции населения; 

- реальность иммиграционного отбора с помощью проведения экзамена в форме   тестирования на знание Конституции РК;

-взаимосвязь функционирования иммиграционного отбора высококвалифицированных специалистов и стабильность основ конституционного строя РК  ;

- влияния иммиграционного отбора на повышение уровня и типа  правовой культуры иммигрантов;

-создавать подразделения иммиграционного отбора в структуре миграционных служб.

И формы воздействия иммиграционного отбора на повышение уровня и типа правовой культуры иммигранта в РК:

- влияние принципа отбора мигрантов в зависимости от уровня и типа  правовой культуры иммигранта в сфере реализации Программы индустриализации страны;

- изменение статуса миграционных служб в связи с отбором иммигрантов в зависимости от их уровня и типа правовой культуры ;

- закрепление в Законе о миграции населения принципа иммиграционного  отбора иммигранта с высоким уровнем правовой культуры;

- регулирование вопросов миграции и демографии посредством Закона о демографии, основанного на нормах Конституции РК.




 Заключение. Проблема юридического закрепления принципа повышения уровня  и типа правовой культуры иммигрантов, возникла в результате отсутствия отбора тех высококвалифицированных иммигрантов, деятельность которых будет полезна и выгодна для реализации Программы индустриализации РК. Это означает, что при всей актуальности миграционной проблемы, необходимо разработать закон о демографии, который будет учитывать культурный уровень иммигранта, его полезность и лояльность  интересам РК. Вместе с тем, формирование института отбора иммигрантов в зависимости от их уровня и типа  правовой культуры в Республике Казахстан состоит в том, чтобы  данный институт смог  обеспечить  приток высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем правовой культуры. Это позволило бы  снизить приток малоквалифицированных и радикально настроенных иммигрантов, которые  могут быть причинить вред основам конституционного строя страны. Между тем приток иммигрантов с высоким уровнем правовой культуры позволило бы нашей стране осуществлять Программу индустриализации. Масштабы миграции, по мнению С. Кастлза, в целом возрастают, при этом мигранты во все большей степени различаются по социальным и культурным характеристикам, так что становится все труднее проводить различия между определенными типами миграции. Возрастает взаимосвязь и взаимовлияние государств, народов и культур(9,с.45).

Особенности современного состояния социальной и культурной реальности исследуются в работах 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, Ж. Делеза, Р. Йенсена, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, Э. Тоффлера(9,с.65). 




Источники:

1. Конституции государств Европейского Союза /Под общ. ред. и со вступ. ст. Л.А. Окунькова. – М.: Изд.гр. ИНФРА – М – НОРМА, 1997 – 816 с.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Аргументы и факты, 1989, 7 декабря, 8 с.

3. Конституция Республики Казахстан /На русском языке. – Алматы: «Credo», 1999.- 44 с.

4. Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 года // САПП РК, 2000, № 44-45, ст.538, 425 с.

5.Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» от 10 февраля 2000 года //САПП РК, 2000, № 7, ст.75, 167 с.

6.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2000. – 377 с.

7.Концепция миграционной политики Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года. //САПП РК, 2000, №38-39, ст. 449, 167 с.

8. Castells, M. The Rise of the Network Society, Oxford: Blackwell. 1996.

9. Жукова, И.В. О современном контексте мультикультурализма в Канаде. -М.: МосГУ, 2004.-128 с.




Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
СТАНОВЛЕННЯ І РОЗВИТОК РЕЛІГІЇ В ПОЛІТИКО-ПРАВОВІЙ ДОКТРИНІ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА
27.08.2015 15:04
ПРИНЦИПИ ПРАВА ЯК ВТІЛЕННЯ ІДЕЇ СПРАВЕДЛИВОСТІ В УКРАЇНСЬКІЙ СИСТЕМІ ПРАВОСУДДЯ
15.10.2015 16:25




© 2006-2024 Все права защищены При использовании материалов сайта, ссылка на www.lex-line.com.ua обязательна!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше