:: LEX :: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ МАРОК В УКРАИНЕ
UA  RU  EN
 
  Головна
  Як взяти участь в науковій конференції?
  Календар конференцій
  Редакційна колегія. ГО «Наукова спільнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архів

Актуальні дослідження правової та історичної науки (випуск 68)

Термін подання матеріалів

14 січня 2025

До початку конференції залишилось днів 25


  Наукові конференції
 

  Корисні правові інтернет ресурси
 

 Корисні лінки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Лічильники


 Лінки


 Наша кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ МАРОК В УКРАИНЕ
 
18.11.2016 10:08
Автор: Мережко Катарина Андреевна, студентка 5 курса 8 группы факультета международной экономики Одесского национального экономического университета
[Секція 3. Цивільне та сімейне право. Цивільне процесуальне право. Комерційне право. Житлове право. Зобов’язальне право. Міжнародне приватне право]

Постановка проблемы в общем виде. Сегодня использование результатов интеллектуальной деятельности является одним из важнейших аспектов успешной коммерческой деятельности предприятия. Интеллектуальная собственность – один из основних объектов развития экономики в Украине. 

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В связи с увеличением роли товарних знаков и марок в коммерции увеличилось и количество нарушений, связанных с их использованием. Исходя из этого необходимо тщательно изучать особенности правовой охраны хорошо известных торговых марок в Украине.

Изложение основного материала. Товарные знаки и знаки обслуживания помогают потребителю от личать товары и услуги одного производителя от продукции его конкурентов. Товарные знаки чаще Вего представляют собой слово, словосочетание или фразу, изображение, объемный элемент или комбинацию из вышеперечисленных элементов. Однако специальных ограничений на вид и форму товарного знака нет, так что помимо знаков, воспринимаемых визуально, бывают звуковые знакии даже обонятельные.

Сегодня использование результатов интеллектуальной деятельности является одним из важнейших аспектов успешной коммерческой деятельности предприятия. Товарный знак или торговая марка способны сделать товар или услуги моментально узнаваемыми. По статистическим данным, в условиях рыночной экономики около 40% потребителей покупают только те товары, которые обозначены известными им знаками, которые гарантируют качество[1]. И именно такие знаки чаще Вего становятся объектами правонарушений, таких как, например, их недобросовестная регистрация на территории Украины.

Ярким примером такой недобросовестной деятельности являються судебные разбирательства, связанные с защитой японських знаков Nintendo и Sega, которые были зарегистрированы в Украпатенте на имя ООО «Флеш»[2]. По искам владельцев этих торговых марок японской фирмы Nintendo Co, Ltd и фирмы Kabushiki Kaisha Sega Enterprises, Ltd на основании существующих международных документов в этой сфере было признано общеизвестными, а свидетельства об ихрегистрации ООО «Флэш» недействительными. Аналогичные дела были предметом судебного разбирательства относительно знаков TU-134, Родопи, Vegeta.

Для хорошо известных торговых марок был установлен «льготный» режим правовой охраны.  Во-первых, в странах континентальной системы права охрана товарным знакам предоставляется на основанииих регистрации, а в некоторых странах англо-американской системы права эта охрана может предоставляться на основе принципа первого использования товарного знака в хозяйственном обороте. Однако, в случае признания знака хорошо известным на территории определенного государства он может получить правовую охрану, несмотря на отсутствие регистрации или на неиспользование знака в этом государстве [3].

Во-вторых, торговые марки подлежат правовой охране на основе принципа территориальности, то есть исключительно в пределах границ государства, где была зарегистрирована или использована торговая марка.  В случае признания торговой марки общеизвестной в государстве, где она не зарегистрирована и где онаранее не использовалась, такой знак все равно получает правовую охрану в пределах государства [3].

Правовая охрана хорошо известных торговых марок в Украине долгое время была проблемным вопросом из-за отсутствия в законодательстве прямых норм.  Это мешало и международному сотрудничеству Украины в сфере охраны интеллектуальной собственности. Защита хорошо известных торговых марок осуществлялась на основании международных правових актов и документов, в частности Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 сентября 1883 года, Договора о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 года, Общин рекомендацій Ассамблеи Парижского союза и Генеральной Ассамблеи ВОИС о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков, принятых в сентябре 1999 года. Но сов ременем ситуація изменилась.  В связи с реализацией Украиной Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) от 15 апреля 1994 годав мае 2003 года Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15 декабря1993 года № 3689-XIIбылдополнен ст.  25 «Охрана прав на хорошо известный знак»[4].

Ранее такие знаки в Украине называли общеизвестными, новведение в сферу регулирования національного законодательства понятия «хорошо известные знаки», по словам вице-президентаУкраинской ассоциации владельцев товарних знаков Михайла Дубинского, ужени у кого не вызывает сомнений. Термин «общеизвестный знак» применяется достаточно условно, поскольку ни одна из наиболее известных торговых марок не является известной всем без исключения.  

Понятие хорошо известного знака в Законе и международных актах не определено, но по аналізу их содержания хорошо известный знак можно определить как знак, ставший известным на Украине в определенном секторе общества как знак определенного лица и котрому предоставлена правовая охрана в соответствии со ст.  6 Парижской конвенции[5].

Сей час охрана прав на хорошо известный знак в Украине осуществляется на основании ст.  6 Парижской конвенции и Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».  Ее механізм включает понятие хорошо известного знака, критерии признания его субъектов, уполномоченных решать вопрос об отнесении знака к этой категории, и порядок ознакомления общественности с фактом признания знака хорошо известным. Что касается критериев, на основании которых знак может бать признан общеизвестным, то они в Парижской конвенции не определены. В п. 2 ст.  25 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» приведен перечень критериев признания товарного знака общеизвестным [4].

С даты, на которую по определению Апелляционной палаты либо суда знак стал хорошоизвестным в Украине, ему предоставляется правовая охрана такая же, если бы этот знак был заявлен на регистрацию в Украине.[4] Положительно то, что наконец охрана прав на хорошоизвестные знаки нашла свое отражение в Законе.  

В Украине есть торговые марки, которые на сегодняшний день имеютстатус «общеизвестных». Это Google – данный знак признан в Украинеобщеизвестным с 01.01.2004 г. РешениемАпелляционнойпалаты в 2007 году. Также торговая марка швейцар ской часовой компании Role была признана в Украине общеизвестной с 01.01.2004 г. Решением Апелляционной палаты в 2007 году.Компания «АВК» (владелец торговой марки) была основана в 1991 году как поставщик какао-продуктов на кондитерские фабрики Украины. На сегодняшний день это один из крупнейших национальных производителей кондитер ской продукции. Товарный знак признан общеизвестным с 01.01.2005 г.Решением Апелляционной палаты в 2008 г.[6]

Безусловно, этонеполный перечень торговых марок, которые были признаны в Украине общеизвестными. Хотя, не обходимо отметить, что практика такой процедуры на сегодняшний день не столь велика. Однако, в связи со стремительным развитием общества, в том числе и в хозяйственной деятельности, в связи с огромной конкуренцией, сложившейся на рынке товаров и услуг, стоит все-таки за щитить свій бизнес и торговую марку, имеющую хороше имя среди потребителей.

Выводы. Эффективность указанных вышеположений покажет практика, но сам факт отраженияих в законодательстве является шагом вперед на пути к совершенствованию и расширению возможностей правовой охраны товарних знаков.  Ведь в XXI веке  наблюдаеся отход от традиционно ограниченной природы товарних знаков, регистрируемых для использования в однойстране и в отношении определенной категории товаров, в направлении расширения объема имущественных прав на известные товарные знаки.




Литература:

1. Храбров Евгений / «Защита товарного знака», 2010

2. Кондратюк Яна / «Особенности правовой охраны хорошо известных торговых марок в Украине», 2011

3. Законодательство Украины в сфере интеллектуальной собственности: проблемы вступления в ВТО. Материалы слушаний в Комитете по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины / Составитель А. А. Андрощук . — М.: издательство, 2012. — 232 с.

4. Про охорону прав на знаки для товарів та послуг: Закон України від 15 грудня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1994. – № 7 – Cт. 36. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3689-12

5. «Парижская конвенция по охране промышленной собственности», 1883 [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.wipo.int/treaties/ru/ ip/paris/summary_paris.html

6. Ступак Надежда / «Признаниеторговой марки общеизвестной: особенности национальной процедуры», 2010

________________________

Научный руководитель: Ткачук Алёна Сергеевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правоведения Одесского национального экономического университета




Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЩОДО ПИТАННЯ НАЛЕЖНОГО ПОВІДОМЛЕННЯ ВІДПОВІДАЧА ПРО ЧАС ТА МІСЦЕ СЛУХАННЯ СПРАВИ
24.11.2016 13:33
ПРИНЦИПИ ГЛАСНОСТІ ТА ВІДКРИТОСТІ СУДОВОГО РОЗГЛЯДУ В СВІТЛІ ЄВРОІНТЕГРАЦІЇ
23.11.2016 13:18
ПРАВО НА МЕДИЧНУ ДОПОМОГУ
18.11.2016 10:14
ПРИНЦИП АКЦЕСОРНОСТІ В СИСТЕМІ ЗАХИСТУ ПРАВ КРЕДИТОРІВ В УКРАЇНІ
04.11.2016 10:59




© 2006-2024 Всі права застережені При використанні матеріалів сайту посилання на www.lex-line.com.ua обов’язкове!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше