ЗНАЧЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
06.12.2007 22:53
Автор: Грудницкая Светлана Николаевна, кандидат юридических наук, зав.сектором содействия развитию экономико-правовых исследований Института экономико-правовых исследований НАН Украины
[Господарське право. Господарський процес]
Без централизованной социально-экономической политики в условиях общественного способа производства не обойтись. Но централизация централизации рознь. Вопрос в том, кто определяет государственную политику – ограниченный круг независимых народных представителей или каждый субъект хозяйствования будет реально участвовать в этом. Сама жизнь требует правового оформления публичной институциональной среды как организационно-правовой основы достижения общественного согласия (консенсуса).
В этих целях требуется разработка организационно-правовых форм публичных субъектов хозяйствования как институтов гражданского общества, в рамках которых возможно обеспечить согласование частных интересов и формирование государственной регуляторной политики. Это позволит реализовать перспективный переход от оценочной категории разумного сочетания частно-правового и публично-правового регулирования государственными органами к институциональному обеспечению формирования легитимной государственной политики в предпринимательской сфере.
В частности, перспективный характер имеет:
теоретическая и практическая разработка многоуровневой и многофункциональной системы согласования частных интересов путем становления системы публичных субъектов хозяйствования с общей и специальной публичной правоспособностью;
участие представителей частных интересов в формировании воли публичных субъектов хозяйствования со специальной правоспособностью (открытых акционерных обществ, ассоциаций промышленников и предпринимателей, обществ защиты прав потребителей, иных общественных организаций, осуществляющих общественную деятельность в хозяйственной сфере);
участие последних в формировании воли публичных субъектов хозяйствования с общей правоспособностью (территориальных громад различных уровней с Украинским народом во главе);
участие всех уровней публичных субъектов хозяйствования с общей правоспособностью в определении направлений и способов реализации централизованной государственной политики;
утверждение в этих целях принципа обязательного заключения и исполнения публичных договоров для всех публичных субъектов хозяйствования - институтов гражданского общества, и в том числе для государственных органов, функционирующих в сфере хозяйствования.
Такой подход открывает перспективы сбалансирования централизации и децентрализации в экономике и построения получившей общецивилизационное признание плюралистической демократии [1, с.228] как демократии, сочетающей преимущества представительной демократии и демократии участия.
Разработка институтов гражданского общества, обеспечивающих согласование частных интересов и формирование в этом процессе публичных интересов, обеспечит проведение справедливой государственной политики в сфере предпринимательства и реализацию идеи правового государства.
Для решения стоящих задач требуется развитие соответствующего направления в хозяйственном законодательстве, в частности, разработки в рамках Хозяйственного кодекса организационно-правовых форм публичных субъектов хозяйствования как категории, отличной от публичных субъектов хозяйственной деятельности (государственных, муниципальных предприятий, их объединений и т.п.).
Литература:
1. В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. Введение в политологию: Учебник для студентов высш.учеб.заведений.- 3-е изд., перераб и доп. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 447 с.
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter