:: LEX :: О МЕСТЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
UA  RU  EN
 
  Главная
  Как принять участие в научной конференции?
  Календарь конференций
  Редакционная коллегия. ОБ «Наукова спильнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архив

Актуальные исследования правовой и исторической науки (выпуск 68)

Срок представления материалов

14 января 2025

До начала конференции осталось дней 24


  Научные конференции
 

  Полезные правовые интернет ресурсы
 

 Полезные ссылки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Счетчики


 Ссылки


 Кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

О МЕСТЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
 
27.01.2008 14:55
Автор: Зверева Елена Владимировна, доцент, кандидат юридичних наук, зав. каф. гражданского права и процесса Донецкого университета экономики и права
[Хозяйственное право. Хозяйственный процесс]
Обеспечение надлежащей защиты прав потребителей направлено не только на защиту интересов конкретного потребителя, а и на совершенствование социального климата в государстве.
Наличие определенного массива норм права, регламентирующих правоотношения с участием потребителей, а также особых принципов регулирования исследуемых отношений, позволяют говорить о необходимости объединения данных норм в самостоятельный институт права – потребительское право. По мнению ряда ученых совокупность гражданско-правовых норм, направленных на обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, охрану их прав как потребителей товаров и услуг представляют собой институт гражданского права, включающий значительную часть обязательственного права (норм о гражданско-правовом договоре, а также гражданско-правовых средствах защиты, включая имущественную ответственность) [1]. С указанной точкой зрения невозможно согласиться. Следует обратить внимание на то, что ведущую роль в обеспечении прав потребителей (особенно прав потребителей на безопасность и качество товаров) играют нормы хозяйственного права. То есть в данном случае следует вести речь не о гражданско-правовом институте, а о «потребительском праве» как комплексном институте, ведущую роль в котором играют нормы хозяйственного права.
Представляется, что задача обеспечения эффективной защиты потребителей может быть решена во-первых – путем обеспечения выпуска и поступления в торговую сеть высококачественной продукции, качественного выполнения работ и оказания услуг (благодаря чему потребители не будут сталкиваться с нарушением своих прав, а как следствие – не будут нуждаться в их защите, следовательно хозяйственно-правовые нормы обеспечивают предупреждение нарушений прав потребителей), а во-вторых – с помощью предоставления потребителю приоритета в отношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями в рамках потребительского рынка. При этом следует учитывать, что во взаимоотношениях с участием потребителей важным фактором является наличие социально значимого результата (удовлетворение потребностей граждан). Поэтому обеспечение эффективного действия норм, составляющих содержание исследуемого института, возможно на основе создания системы дополнительных обременении (обязанностей) изготовителей, продавцов, исполнителей и корреспондирующих им дополнительных прав потребителей, которые бы позволили уравновесить их неравное экономическое положение на потребительском рынке [2]. В этом как раз и состоит суть фундаментальных прав потребителей, признанных в мировой практике.
Специфика исследуемых отношений заключается в том, что в данном случае повышенную важность приобретают обеспечительные меры, следовательно необходимо говорить об институте обеспечения прав потребителей. Кроме того, в отношениях с участием граждан-потребителей следует говорить о наличии определенной специфики, обусловленной наличием более слабой стороны (потребителя). Кроме того, термин «обеспечение» охватывает деятельность различных государственных органов и общественных организаций, направленную на соблюдение субъектами хозяйственной деятельности законодательства о защите прав потребителей [3]. Понятие обеспечение в данном случае включает в себя систему средств хозяйственно-правовой и гражданско-правовой защиты прав потребителей, а также специальной деятельности, направленной на обеспечение прав потребителей.
Итак, в рамках потребительского права необходимо различать охрану прав понимаемую как целенаправленную систему гражданско-правовых мер (средств), обеспечивающих приоритет потребителей в их взаимоотношениях с производителями товаров и услуг, а также продавцами на потребительском рынке, систему хозяйственно-правовых средств, направленных на охрану прав потребителей путем обеспечения выпуска и попадания в торговую сеть высококачественных товаров, качественного выполнения работ и оказания услуг, и защиту прав потребителей, под которой должна пониматься система мер (средств), направленных на применение к правонарушителю принуждения, а также систему мер, направленных непосредственно на создание условий для соблюдения прав потребителей посредством их просвещения (образования).
Таким образом потребительское право является комплексным институтом ведущую роль в котором играют хозяйственно-правовые нормы.

Литература:
1. См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 144с.
2. Там же. С. 67
3. Речь идет не только о праве потребителя на обращение в государственные органы и общественные организации о защите своего нарушенного права. Здесь важным фактором является именно деятельность, направленная на обеспечение прав потребителей. Например, права потребителей в сфере торгового и иных видов обслуживания. Для того, чтобы потребитель имел возможность приобрести в торговом предприятии необходимые ему продукты питания, необходимо выдать документы на размещение торгового предприятия, согласовать график его работы. В случае закрытия магазина в связи с государственными праздниками, необходимо предупредить об этом потребителей и т.д.

Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЩОДО ВДОСКОНАЛЕННЯ АПЕЛЯЦІЙНОГО ТА КАСАЦІЙНОГО ПРОВАДЖЕНЬ У ГОСПОДАРСЬКОМУ СУДОЧИНСТВІ
20.02.2008 23:07
„ЧОРНЕ” РЕЙДЕРСТВО – КОРПОРАТИВНІ ЗАГАРБАННЯ АБО КОРПОРАТИВНІ ЗАХОПЛЕННЯ?
20.02.2008 23:03




© 2006-2024 Все права защищены При использовании материалов сайта, ссылка на www.lex-line.com.ua обязательна!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше