Аннотация:
В статье рассмотрены утвержденная Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» предусматривающую в том числе: внедрение м значения инновационной системы прозрачного и открытого судопроизводства в Узбекистане..в сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы – дальнейшее укрепление конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни граждан.
Annotation:
The approved state program on implementation of the Strategy of Action for the five priority development directions of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021 in the "Year of support of active entrepreneurship, innovative ideas and technologies", including: in the field of ensuring the rule of law and further reforming the judicial and legal system - further strengthening of the constitutional guarantees of the inviolability of the private life of citizens.
Ключевые слова: реализация, принцип, право, зашита, судебно-правовая система
Keywords: implementation, principle, law, protection, judicial and legal system
В соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан демократия в нашей стране базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу в Узбекистане показывает последовательность имплементации в национальное законодательство норм Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также других общепризнанных принципов и норм международного права.
Необходимо отметить, что к повышению роли суда в досудебном производстве Узбекистан идет с момента обретения независимости, закрепив основополагающие идеи на охрану и защиту законных интересов личности в судебном порядке в Основном законе — Конституции Республики Узбекистан.
Отдавая приоритет методу эволюционного развития, наше общество шаг за шагом продвигается по пути установления независимого судебного контроля за досудебным производством. Об этом свидетельствует и тот факт, что осуществление защиты прав и интересов человека в Узбекистане является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В Конституции Узбекистана каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Эта конституционная норма получила свое развитие и в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан. Необходимо отметить, что уголовно-процессуальные правоотношения являются той сферой отношений, которые наиболее чувствительны к правам человека, так как при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности возрастает риск нарушений конституционных прав граждан. И поэтому одним из важнейших принципов уголовного процесса является охрана прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 18 УПК все государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовному делу, обязаны охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе. За выполнением этих обязанностей указанными государственными органами и должностными лицами надзор осуществляется прокурором и судом.
Установление судебного порядка санкционирования заключения под стражу и продления его срока возлагает большую ответственность на судей по выявлению и установлению на ранних стадиях судопроизводства следственных ошибок, что позволяет обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов человека, оказавшегося в центре внимания правоохранительных органов.
Внедрение в национальное законодательство система E-SUD разработана в 2013 году и реализуется в рамках совместного проекта Верховного суда Республики Узбекистан, Агентства США по международному развитию (USAID) и Программы Развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане». Быстрее, легче и дешевле – именно эти характеристики очерчивают инновационную систему электронного правосудия. Её основными задачами являются повышение эффективности деятельности судов, обеспечение прозрачности и доступности судебной системы, а также укрепление доверия населения к судам. Уже сейчас: судебная повестка приходит гражданам на телефон, а судебное решение на электронную почту; не выходя из дома можно направить документы и оплатить пошлину во всех 75 судов по гражданским делам страны в любое время суток; проследить динамику рассмотрения дела - не приходя в здание суда. Широкое внедрение в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повышает эффективность делопроизводства судов, позволяет достигнуть принципиально нового уровня открытости и доступности правосудия, способствует полноценной реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, обеспечению безупречности и эффективности деятельности судов, а также созданию условий, препятствующих проявлению коррупции, снижению и устранению бюрократии в системе судопроизводства. Теперь в Узбекистане граждане и юридические лица смогут подавать в суды исковые заявления через интернет с помощью электронной системы E-SUD.
С помощью системы E-SUD можно подавать через интернет заявления, исковые заявления в суды, получать судебные решения и извещения в электронном виде. Также происходит автоматическая подготовка судебных документов и решений на основе разработанных образцов и шаблонов, автоматическое распределение гражданских дел среди судей, поиск в базе, автоматизация единой базы данных судебных документов, составление судебных отчетов по утвержденной форме и многое другое.
E-SUD позволяет гражданам и представителям юридических лиц экономить время и ресурсы, отслеживать ход рассмотрения заявления, быстро и удобно получать всю необходимую информацию по гражданскому делу. Данная информационная система позволяет судьям повышать эффективность работы с заявлениями, устранять дублирующие функции, а также автоматизировать повторяющиеся процессы и действия при рассмотрении гражданских дел.
В настоящее время в межрайонных судах по гражданским делам в Андижанской, Ферганской, Наманганской, Сырдарьинской и Джизакской областях созданы локальные вычислительные сети, имеется необходимое коммутационное оборудование, рабочие станции судей и секретарей подключены к сети Интернет (TAS-IX), а также есть необходимое офисное оборудование для подключения и использования информационной системы. Новая программа также существенно снизила затраты, связанные с рассмотрением дел. Отныне гражданам необязательно ходить в суд, так как они могут получить интересующие их сведения через E-Sud.
Важное имеет значения основные услуги и сервисы E-SUD для юридических и физических лиц (электронная подача заявления, искового заявления в суды, отслеживание хода рассмотрения заявления, получение судебных решений и извещений в электронном виде), а также порядок работы в системе для судей (автоматическая подготовка судебных документов и решений на основе разработанных образцов и шаблонов, автоматическое распределение гражданских дел среди судей, поиск в базе, автоматизация единой базы данных судебных документов, составление судебных отчетов по утвержденной форме. ИСЭС «E-SUD» позволяет внешним пользователям (истцам, ответчикам, и др.): В Узбекистане была разработана и запущена Информационная система электронного судопроизводства (ИСЭС) «E-SUD».
ИСЭС «E-SUD» позволяет внешним пользователям (истцам, ответчикам, и др.):
– представлять исковое заявления и приложения, а также другие обращения в суд в электронной форме;
– отслеживать дела через электронную систему в любое время суток и вне зависимости от расстояния;
– получать судебную повестку и извещения в электронном виде через информационную систему. Судебные повестки и извещения можно получать в виде SMS – сообщений или электронной почте, что обуславливает их автоматическое отправление без участия судьи или судебного персонала.
– получать судебные документы без физического посещения помещений суда;
– публиковать судебные решения на веб-сайте.
Для внутренним пользователям (судьям, работников аппарата судов и др.) ИСЭС «E-SUD» позволяет:
- внедрить электронный документооборот,
- уведомлять участников судебного дела об изменениях в гражданском деле и новых процессуальных документах принятых по делу;
- осуществлять автоматизированнқй сбор, обработку и хранение в базе даннқх информационной системқ даннқх по делу необходимых для статистической отчетности, при составлении процессуальных документов;
- генерировать процессуальные докумены, на основании разработанных шаблонов используя данные из базы данных информационной системы;
- автоматическую публикацию принятых решений в кабинете внешних пользователей, участвующих в деле
- автоматическое составление отчетов и др. дорументов
В конце 2014 года в Узбекистане был запущен совместный проект Верховного суда Республики Узбекистан и ПРООН в Узбекистане «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане», одной из основных целей которого является дальнейшее развитие и совершенствование ИСЭС «E-SUD» с включением механизма апелляции, кассации и надзорного производства, а также полноценного пилотирования системы в других регионах страны.
Для более детального ознакомления с ИСЭС «E-SUD» и подачи заявлений, а также других судебных документов в судебные органы можно воспользоваться услугами веб-портала информационной системы - v3.esud.uz
А также в судебную систему Узбекистана внедрена технология E-SUD ‘Biznes Vestnik Vostoka’ Newspaper Novemb Эти резолюции вошли и судебно-правовой реформы Узбекистана. Все эти меры будут служить интересам либерализации и демократизации уголовно-процессуального законодательства, усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан в уголовном процессе. Таким образом, расширение области применения института «хабеас корпус», являясь одним из факторов усиления судебного надзора, послужит продолжению работ по укреплению самостоятельности и независимости суда, судебного контроля на стадии досудебного производства. В Законе Республики Узбекистан «О судах» нашли свое закрепление и такие конституционные принципы как осуществление правосудия только судом, равенство перед законом и судом, право на судебную защиту, презумпция невиновности.
Все вышеназванные принципы можно разделить на судоустройственные и судопроизводственные (процессуальные). К судоустройственным принципам относятся: независимость судебной власти от законодательной, исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений и подчинение их только Конституции и законам; единство судебной системы Республики Узбекистан; законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; неприкосновенность судей; гласность судопроизводства; обязательность судебных актов; язык судопроизводства; равенство перед законом и судом; право на судебную защиту.
Независимость судебной власти означает, что судебная власть является одной из трех ветвей власти и другие ветви власти не могут оказывать влияние на правосудие, так как суды подчиняются только Конституции и закону.
Единство судебной системы Республики Узбекистан. Данный принцип нашел свое закрепление в статье 107 Конституции Республики Узбекистан, согласно которой судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, военных судов, судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, областных и Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, экономических и административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонных, районных, городских судов по гражданским делам, районных, городских судов по уголовным делам, межрайонных, районных, городских экономических судов и районных, городских административных судов.
Накануне Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал распоряжение о создании «Дворца правосудия». Институт будет создан для обеспечения реализации принципов открытости, прозрачности и доступности правосудия, дальнейшего повышения авторитета суда как независимой ветви власти, укрепления доверия населения к правосудию, а также расширения использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов.
В комплексе «Дворец правосудия» расположатся Высший судейский совет, Конституционный суд, Верховный суд, Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете, Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и Ассоциация судей Узбекистана, а также здание образуемой Академии правосудия Республики Узбекистан. Законодательно закрепленные принципы правосудия являются фундаментальной правовой базой для организации и деятельности действительно демократической, отвечающей требованиям и условиям сегодняшнего дня судебной системы. При условии неукоснительного соблюдения всех этих принципов можно достичь высоких результатов в деле повышения эффективности правосудия, роли судов в осуществлении задач по защите прав и интересов граждан.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Узбекистан. Т.: «Узбекистан», 2017 – 76 с.
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 г. «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», Народное слово от 22 октября 2016 г.
3. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах», Народное слово от 8 февраля 2017 г.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О подготовке и проведении празднования 26-летия Государственной Независимости Республики Узбекистан», Народное слово от 28 июня 2017 г.
5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», Народное слово от 22 февраля 2017 г.
6. Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы" от 19 января 2017 года №ПП-2733;
7. Указ Президента от 22.01.2018 г. «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательство
|