Термин «кризис» по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 года, когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф. В течение короткого времени по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки[6].
Вопросы, связанные с предоставлением убежища, как в 2015 году так и в 2022 году (беженцы с Украины) находились продолжают быть в поле зрения европейских политиков, законодателей, правоохранительных служб, органов международных структур. Это вполне объяснимо на фоне весьма бурных миграционных процессов, в эпицентре которых на рубеже XX и XXI вв. оказалась Европа.
С начала 2015 года тема кризиса беженцев в Европейском Союзе вышла в его текущей деятельности на первый план. Кризис потребовал от высших институтов Европейского союза и национальных властей экстренных и неординарных усилий с целью восстановления контроля над иммиграцией, предоставления убежища тем, кто бежал из стран, охваченных войной, и их обустройства, а также создания временных лагерей и последующей депортации иммигрантов, прибывших по экономическим мотивам.
Если обратиться к законодательству ЕС, то Хартия основных прав ЕС предусматривает право на убежище (ст. 18) и запрещение высылки (ст.19), но не предусматривает способы содействия прибытию лиц, ищущих убежище [1].
На сегодняшний день практика государств-членов ЕС по имплементации положений данной Директивы указывает на то, что статусы конвенционных беженцев и беженцев де-факто в целом равны. Доказательством этому утверждению может послужить существующая в большинстве стран ЕС «onestop shop» процедура: ходатайства о признании статуса рассматриваются в рамках единого процесса, то есть уполномоченный орган проверяет возможность предоставления лицу статуса как беженца, так и лица с дополнительной защитой. В случае если лицо не может быть признано беженцем, то автоматически рассматривается возможность присвоения ему статуса лица с дополнительной защитой и наоборот [5]. Данная практика осуществляется в национальном законодательстве в Федеративной Республике Германии (ст. 25 Закона «О предоставлении международной защиты» от 27 июля 1993 г.), Португалии, Швеции (Закон «Об иностранцах» от 31 марта 2006 г.) и других странах.
Учитывая, произошедшее событие в Украине с 24.02.2022 г., где число людей, вынужденных покинуть Украину из-за войны с Россией, превысило 5 миллионов, создав в Европе крупнейший кризис, связанный с беженцами, со времен Второй мировой войны. Эти данные опубликовало Агентство ООН по делам беженцев. [5]
Таким образом, для решения кризиса, Европейский Союз должен развивать политику по вопросам предоставления убежища, дополнительной защиты и временной защиты и обеспечить соблюдение принципа невысылки.
Исходя из всего вышесказанного и подробно анализируя ситуацию с беженцами в настоящее время, можно прийти к заключению, что кризис беженцев, поразивший Европейский Союз, поставил под угрозу интеграционную политику данного объединения, которая выстраивалась более 50 лет. Общая Европейская система предоставления статуса беженца, состоящая в большинстве своем из Директив, должна быть пересмотрена в следующих положениях: во-первых, персональное собеседование должно быть обязанностью заявителя, а не правом, что необходимо в целях снижения криминогенных рисков; во-вторых, ответственность государств-членов Союза за рассмотрение ходатайств и принятие заявителей должна быть солидарной; во избежание ситуаций, подобных итальянской, греческой и венгерской, следует ввести квотирование на каждое государство-член. Как заявлял в экс-председатель Европарламента Мартин Шульц, основной проблемой, которую вызвали мигранты, является не сам их наплыв, а отсутствие солидарности для принятия совместных правил решения проблем с их расселением. Как следствие, массовый наплыв мигрантов (на июнь 2022 г Украину покинули, по данным ООН, 5,03 миллионов человек, и практически все они – женщины и несовершеннолетние дети, подавляющее большинство из них попало в страны, граничащие с Украиной: Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию)[6], угрожает существованию Шенгенского соглашения, а противоречия между странами ЕС по расселению мигрантов углубляют раскол в Европейском Союзе; в-третьих, в процессе рассмотрения проблематики Процедурной Директивы можно также прийти к выводу о необходимости создания Единого Органа ЕС по рассмотрению ходатайств о предоставлении международной защиты, филиалы которого одновременно принимали и регистрировали бы заявления в единой электронной системе. Данный орган вполне мог бы справиться со справедливым распределением количества беженцев среди стран-участниц ЕС; в-четвертых, необходимы меры для стабилизации уровня жизни населения, с учетом того, что могут резко возрасти потоки беженцев, поскольку день за днем ситуация в зоне войны меняется. Естественно, подобные меры можно осуществить лишь после окончания конфликтов и стабилизации политических режимов в стране исхода мигрантов, как отмечает Якуб Андре, координатор программы по делам мигрантов организации «Люди в нужде» (People in Need) [5].
Таким образом, с появлением новых вызовов так называемого «Европейского миграционного кризиса» (военного характера в Украине) необходимо безотлагательно принять меры для решения этой проблемы. Во многом, конечно, стабилизация ситуации в ЕС будет зависеть от готовности государств – членов ЕС во многом пересмотреть свою законодательную базу и найти компромиссы с целью адекватного распределения числа беженцев на территории государств – членов ЕС.
Список литературы:
1. Хартия Европейского Союза об основных правах (Страсбург, 12 декабря 2007 г.) (2007/С 303/01), 2013. URL: http://eulaw.ru. Регламент «Дублин» (Регламент (EU) № 604/2013) // Сайт Европейского союза, 2013. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32013R0604.
2. Директива об общих процедурах предоставления и лишения международной защиты (2013/32/EU) // Сайт Европейского союза, 2013. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:32013L0032.
3. Квалификационная директива (2011/95/EU). // Сайт Европейского союза, 2011. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32011L0095.
4. Peers S. Procedural rights and subsidiary protection. // Блог «Анализ законодательства ЕС. Экспертное понимание развития законодательства ЕС», 2012. URL: http://eulawanalysis.
5. https://www.golosameriki.com/a/ukraine-crisis-refugees-urope/6537361.html
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B5% D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5)
|