К ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В УКРАИНЕ
09.02.2009 16:56
Автор: Пастернак София Валериевна, студентка факультета «Правоведение» Севастопольского филиала Таврического национального университета
[Теория и история государства и права. История политических и правовых учений. Философия права]
«Государство становится правовым
только тогда, когда в нем
утверждается принцип
независимого от государства
существования человеческой
личности, которая имеет перед
ним приоритет»
(Б.О. Костяковский)
Вся история человечества является, по сути, историей борьбы за права человека, в каких бы социальных конфликтах, противоречиях, столкновениях эта борьба не велась – классово-экономических, этнонациональных, религиозных, духовно-идеологических и др. [1]
В современном мире демократичность правовой системы, к которой относится Украина, в большей мере обусловлено тем, какое место занимает в нем человек, как обеспечивается его интересы, жизнь, здоровье, честь, достоинство, какими правами он наделен и как они защищаются. Уровень развития прав человека, их обеспечение – показатель зрелости развития правовой системы. [2]
Любая правовая система государства значительное место уделяет правам и свободам человека и гражданина. Признание и закрепление в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, их объем, виды и содержание в современных условиях является одной из актуальнейших, приоритетных и важнейших проблем, от эффективного и успешного решения которой зависит судьба человечества и мира.
Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина составляет целостную систему взаимосвязанных элементов. К ним принадлежат закрепленные в Конституции Украины права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые составляют конституционно правовой статус лица, который, в свою очередь, выступает важной нормативной предпосылкой осуществления, охраны и защиты прав и свобод, и предусмотренные Конституцией гарантии прав и свобод.[3]
Конституционно правовой статус человека - это закрепленная в Конституции система взаимоотношений между лицом и государством, которое включает в себя такие составляющие элементы, как гражданство, конституционные права, свободы и обязанности и основные принципы конституционно-правового статуса лица, закрепленные в Конституции. Конституционный статус лица выступает нормативной предпосылкой осуществления, охраны и защиты прав и свобод лица, имеет исключительный вес через нормативное закрепление прав, свобод и обязанностей на наивысшем, конституционном уровне. Он позволяет целостно рассматривать права, свободы и обязанности лица с точки зрения их взаимообусловленности. Благодаря закреплению прав и свобод лица в Конституции, в составе конституционно-правового статуса, утверждается их нерушимость, недопустимость формального и пренебрежительного отношения к ним, подчеркивается роль государства в защите правового статуса лица, его гарантированность[4].
Однако существует такая проблема: хотя права и свободы лица, а также гарантии реализации и защиты этих прав и свобод, закрепленные в Конституции, современное положение в сфере прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о том, что гарантированность практической реализации, охраны и защиты прав и свобод лица еще находится на достаточно низком уровне. В первую очередь это касается некоторых социально-экономических прав и свобод человека, закрепленных и гарантированных действующей Конституцией. Пока еще фактически они носят больше декларативный, чем реальных характер, в большей мере провозглашенные, чем гарантированные. Механизм осуществления и защиты этих и некоторых других прав и свобод по тем или иным причинам иногда реализуется очень медленно или даже тормозится.
Подобная проблема касается не только Украины, но и большинства стран мира.
Оказывается, не достаточно иметь демократичную Конституцию, безупречно отрегулированный механизм реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, многолетний опыт за плечами. Все же существует проблема, заслуживающая большего внимания.
Эту проблему освещает президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев: «… мы уже имеем, хотя и небезупречную Конституцию, которая впервые признала высшей ценностью человека и фактически поставила государство под контроль права». Но где же обещанные «абсолютно выверенные решения и безошибочно действующие органы власти»? Как и «позавчера», мы слышим с самого верха только правильные слова том, что «правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны».
Народный депутат, член фракции «Наша Украина» Юрий Ключковский констатирует: «Украина стоит на пороге тотального правового нигилизма».[5]
Об этом свидетельствует социологический опрос, проведенный Институтом социологии НАНУ вместе с фирмой «СОЦИС»: «15% граждан Украины ничего не знают о правах и свободах, закрепленных за ними в Конституции; 48% — представляют себе их частично; четверть граждан кое-как осведомлены об этом предмете, и только одни из тридцати трех (!) с гордостью заявил, что все свои права знает» [6]. Из международного опыта:
«По данным социологического опроса, проведенного в США музеем, экспонаты которого посвящены основному закону страны, американцы свободно ориентируются в именах персонажей популярного мультсериала «Симпсоны», но не знают содержания ключевых поправок конституции, которые определяют их гражданские права и свободы, сообщает Lenta.ru со ссылкой на BBC News. Они смогли вспомнить только одну поправку из пяти, которая говорит о праве каждого иметь домашнее животное. Опрос проводился методом набора случайных телефонных номеров. Из тысячи опрошенных американцев только один человек смог вспомнить все пять поправок конституции, тогда как 22 процента перечислили всех персонажей мультсериала «Симпсоны». [7]
По результатом опроса* проведенного Центром социологических исследований" (г. Ульяновск), на вопрос «Знаете ли Вы свои конституционные права и свободы? Если да, то назовите наиболее важные по Вашему мнению или первые пришедшие на ум», были даны следующие ответы:
№ Права и свободы Кол-во упоминаний
Социальные права
1 Право на образование 38
2 Право на социальное обеспечение 33
3 Право на охрану здоровья 32
4 Право на отдых и досуг 22
5 Право на достойный уровень жизни 4
Экономические права
6 Право на труд 36
7 Право на жильё (является ли правом) 9
Гражданские права
8 Право на жизнь 15
9 Свобода перемещения 1
10 Право на личную неприкосновенность 1
11 Свобода мысли и слова 9
Политические права
12 Право участия в митингах 1
13 Право вступать в организации 1
Затруднились ответить 82 респондента
Из выше приведенного очевидно, что правовой нигилизм – одна из важнейших проблем современности. Мы уже привыкли, что многие законы не действуют или же их можно вывернуть так, как другим удобно. Любая публичная ссылка на свои права сопровождается сарказмом.
Каким образом выйти из подобного положения?
Алюков Р.Р. автор курсовой работы «Правовой нигилизм», предлагает такие пути борьбы:
1. прекратить “войну законов” на федеральном и региональном уровнях;
2. В деятельности правоохранительных органов обеспечить торжество законности;
3. пресечь волюнтаристский стиль управления и властвования;
4. усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры;
5. Используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность.
Профессор В.А. Туманов предлагает следующие меры борьбы:
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшение правоприменительной практики;
д) теоретическая работа в этом направлении.
Из интервью «Российской газеты» с писателем Сергеем Лукьяненко: «основы должны давать в школе, но не "галочно", а так, чтобы будущий гражданин смог воспользоваться этими знаниями в жизни. На Западе, например, принято иметь юриста, с которым ты консультируешься в случае необходимости. У нас эта практика почему-то не востребована. Я обычно прибегаю к помощи юриста, с которым постоянно сотрудничаю по тем или иным вопросам. Если самому рыться в сводах законов, на это уйдет слишком много времени. Мы не можем знать в совершенстве все, тем более что язык закона понять непросто».[8]
Нельзя не согласиться с каждым из авторов, так как все выше перечисленное является не что иное, как процесс улучшения состояния культуры общества. Повышение уровня правосознания, создание упрощенного толкования законов, стремление граждан отстаивать свои права и требовать соблюдения их государством, а главное, привить обществу желание знать свои законные права.
Таким образом, становится очевидным, что не только гражданин, но и государство должно самым активным образом предпринимать меры по преодолению правового нигилизма.
Необходимо, на наш взгляд, как отмечают ведущие ученые – конституционалисты, усилить внимание на детей школьного возраста:
1. Увеличить количество часов по дисциплине «Основы права», начиная преподавание не в старших, а в средних классах;
2. Отдельным курсом или разделом преподавать Основы конституционных прав и свобод личности;
3. Привлекать к учебному процессу действующих юристов-практиков и судей;
4. Посещать судебные процессы, на которых защищаются права и свобод личности, либо организовывать практические занятия в форме судебного процесса.
Внедрив в жизнь предложенные меры, общество получает следующие положительные аспекты:
• Реальная практика использования и применения в жизни конституционно закрепленных прав и свобод;
• Подготовка законопослушных, уважающих конституционные законы граждан, изучивших свои права и обязанности, способных защитить их;
• Формирование гражданского общества.
Так, 43-й президент США Дуайт Эйзенхауэр любил повторять: «Лозунг истинной демократии – не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим».
___________________________________
* «Формы политического участия жителей г. Ульяновска», проведенного Центром политологии и духовной культуры в апреле-мае 2003 года. В качестве основного метода исследования использовалось стандартизованное экспресс-интервью. Исследованием было охвачено 294 респондента, отобранных случайным образом в ходе уличного опроса в соответствии с установленными квотами по полу и возрасту. Ошибка выборки не превышает 4%.
Литература:
1. Проблеми реализації Конституції України: теорія і практика / Відп. ред. В.П. Погорілко: Монографія. – К.: Ін-т держави і права ім. В.М. Корецького НАН України: А.С.К., 2003. – 6652 с. (Нормативні документи та коментарі).
2. «Проблеми реалізації прав і свобод людини та громадянина в Україні» / За ред. Н.М. Оніщенко, О.В. Зайчука. – К.: «Юридична думка», 2007. – 424 с.
3. Общая теория прав человека / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор Лукашева Е.А. - М., 1996. –с. 50
4. Заєць А.П. Правова держава в контексті новітнього українського досвіду. - К.,1999. –с. 248
5. http://www.utro.ru/
6. http://i-soc.com.ua/ №198, среда, 30 октября 2002
7. www.Lenta.ru
8. http://www.rg.ru/
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter