Право и религия тесно переплетены между собой, так как при построении любого государства в правовом сознании всегда присутствуют религиозные воззрения. Каждый волен исповедать любой способ распоряжения своей жизнью, но реально распоряжаться ею он свободен лишь в пределах аналогичной свободы других людей. Не все вероисповедания разделяют это положение. Такие вероисповедания сами ставят себя вне свободы совести, и поэтому они должны быть ограничены в своих проявлениях. Общество обязано держать их под контролем и прямо запрещать широкую пропаганду и организованное исповедание тех религиозных учений, которые даже косвенно толкают своих последователей на преступления. Учёные считают, что природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий, государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме, языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. В этом проявляется прямая связь права и духовного начала. Право возникает непосредственно из требований религиозной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Стремление воплотить в законах и других юридических источниках права справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости отождествления права со справедливостью никогда не было ни абсолютной истиной, ни абсолютной ложью [1].
С распадом СССР, с введением политики «перестройки» и демократии, в странах СНГ возникли новые религиозные организации, а в их среде деструктивные культы, вкладывающие в развитие духовности россиян десятки миллионов долларов, использующих мощные психотехнологии, направленные против личности и общества. Их появление обусловлено сменой и взаимовлиянием мировых парадигм и культур, кризисом традиционных вероисповеданий. Представляется оправданным применение термина «кризисные культы» относительно сущности деструктивных культов. Рассмотрев особенность вероучения наиболее деструктивных по своей сущности культов, можно классифицировать их следующим образом: наукологичные (сайентология, «наука разума»); эзотеричные; (Агни-йога, теософия); христианские; (харизматы, церковь «Иисуса Христа»); восточные культы; (АУМ Синрике, культ Шри Чинмоя); языческие и оккультные; (РУН-Вера, «Родная вера»); демонические (сатанинские) («церковь сатаны» «черное братство»). Вследствие постоянной психологической обработки со стороны лидеров деструктивных неокультов, возникает тенденция «трансформация группового и индивидуального сознания» ее членов [2, c.82].
Вызывает опасения в странах СНГ тенденция активного вмешательства новых религиозных формирований в политические процессы, а обеспечить стабильность и процветание современному государству может только строгий правопорядок в области религиозной политики. В этой ситуации важнейшими правовыми принципами, лежащими в основе урегулирования межконфессиональных конфликтов должны выступать - толерантность, гуманизм, милосердие, ненасилие, объективность, диалогичность между религией и наукой. Человек - не цель или средство разрешения религиозных конфликтов.
В Украине, с приходом к власти новой политической команды, законодательный орган - Верховная Рада пока не готова решать проблемы, связанные с реализацией законодательства в области религии. Утвержденные вице-премьер министром Украины по вопросам гуманитарной политики Украины «Мероприятия по нейтрализации деятельности деструктивных тоталитарных культов, минимализации их негативного влияния на общество» (1997) носят декларативный характер. Профессор-богослов А. Дворкин констатировал, что «сектантских формирований в Украине больше, чем в России [3].
Вопросы соотношения закона и свободы должны решаться в контексте объективного права, которое «тождественно определению свободы в ее субъективном понимании, поскольку последняя мыслится ограниченной, отмеренной, поставленной в определенные рамки» (Баранов П.П., Несмеянов Е.Е., Шпак В.Ю). За нарушение требований законодательства в области прав и свобод личности, наступает юридическая ответственность. К тому же, право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные права физических и юридических лиц, их правомочия). В первом случае речь идет о праве в объективном смысле, во втором – о праве в субъективном смысле (субъективном праве). Эти термины общеприняты в юридической науке. Государство обязано иметь средства надежного и действенного контроля над соблюдением религиозными объединениями законодательства в отношении прав и свобод граждан. Уверена, что законодательно целесообразно запретить деятельность религиозных культов деструктивного характера, на основании совместной экспертной оценки специалистов-религиоведов, психиатров, компетентных представителей органов самоуправления, правоохранительных органов. Данный опыт регулирования деятельности религиозных организаций давно используется за рубежом. Так, во Франции Национальное собрание проголосовало за законопроект «против новых религиозных движений», предусматривающий от 3 до 5 лет лишения свободы, а также штраф от 300 до 500 тысяч франков за «вовлечение в «секту». В США действует закон «об ответственности за психонасилие», имеющий более 2000 правовых норм, которые регулируют взаимоотношения государства с религиозными организациями. Новое законодательство Японии позволяет правоохранительным органам осуществлять трехлетний надзор за деятельностью новых религиозных организаций. Полиции разрешено производить обыски по месту расположения сект, члены которых обвинялись в массовых убийствах. В Великобритании государственные инстанции, в том числе и суды, придерживаются установки, согласно которой религией признается система взглядов, имеющая теистическое содержание. Так, основываясь на данной концепции, суды в этой стране отказывают признать сайентологов благотворительной организацией, освобожденной от уплаты налогов, поскольку последняя является «философией существования», а не религией. В Греции, где большинство граждан по вероисповеданию являются православными, в законодательстве закреплены нормы, ограничивающие права католических и протестантских организации. В 1999 году в Польше при Премьер-министре создан специальный «экспертный совет» из представителей министерств, координирующих религиозную сферу общества. Данный совет координирует деятельность государственных органов по противостоянию распространению сектантства в государстве. В Бельгии в целях надзора за «сектантской средой и новыми культами» создана специальная служба «Сюрте де Л-Ета», которая также собирает всю необходимую информацию о нарушении законодательства на религиозной почве. Учитывая позитивный международный опыт в области совершенствования религиозной политики, в странах СНГ законодательные органы только приступили к рассмотрению и реализации законопроектов в области религии, направленных на поддержание психологической безопасности, защиту прав и свобод граждан, в большинстве своем исповедывающих традиционные религии (Армения, Белоруссия, Россия, Литва, Латвия) [4].
Таким образом, соотношение права и религии имеет глубокие исторические корни. Оно различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях, различных регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно достаточно подвижно и динамично в европейских странах христианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обособляются друг от друга Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. И это понятно, так как в этих системах социальной регуляции выражаются целесообразные формы человеческого общения и поведения. Разрушение религиозных основ, где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия [5].
Литература:
1. Паращевін М. А. «Інтегративна роль релігії: історико–соціологічний нарис» / М. А. Паращевін. – К. : Інститут соціології НАН України, 2004. – 152 с.
2. Николин А. Церковь и государство / А. Николин // Сретенский монастирь, 1997. Николин А. (свящ. ) Церковь и государство (история правовых отношений) – Изд–во Сретенского монастыря, 1997. – 430 с.
3. Цыган В. Церковное право / В. Цыган. - М: Мысль, 1996. – 256 с.
4. Лешан В. Релігія і політика : специфіка взаємодії та українські реалії / В. Лешан // Релігія та соціум. – 2008. – №1. – С. 92 – 96.
5. Саган О. Політологія релігії / О. Саган //Академічне релігієзнавство. Підручник. За наук. ред. проф. А. Колодного. – К. : Світ Знань, 2000. – С. 582 – 603.
|