Глобальная компьютерная сеть «Интернет» прочно вошла в нашу повседневную жизнь, оказывая сильнейшее воздействие на все сферы жизни общества, предлагая всеобщий доступ к цифровой информации, поощряя создание и распространение информации. Однако, наряду с рядом достоинств это творение человеческого разума обладает определенными недостатками. Так, по мнению Л.А. Корневой «широкие возможности информационного обмена в Интернете позволяют недобросовестным пользователям использовать его в корыстных целях, совершая тем самым преступления, нарушающие авторские и смежные права» [2, c. 24].
Среди множества проблем в данной сфере достаточно актуальной является проблема спама. Обращаясь к истории его возникновения, следует отметить следующее. В 1937 году довольно известная в США фирма HornelFoods объявила конкурс на лучшее название своему новому продукту, в котором победил радиоактер из Нью-Йорка Кеннет Денью, предложивший назвать продукт звучным словом «спам». Успех нового названия был феноменальным. Впоследствии, слово «спам» стало как бы синонимом навязчивой рекламы.
Спам – рассылка коммерческой и иного рода рекламы или иных видах сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.
С помощью спама рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другим путем. Это может быть контрафактное программное обеспечение, порнография, контрафактные товары, незаконно полученная закрытая информация.
Уже сейчас стала явной недостаточность законодательного регулирования сети Интернет не только в Республики Беларусь, но на международном уровне, так как ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующие Интернет-отношения. Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.
Важным шагом на пути совершенствования правового механизма стал Лондонский план действий по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама. «Лондонский план действий стал практическим развитием положений, заложенных в Меморандуме о взаимопомощи в вопросах коммерческих рассылок по электронной почте, подписанном американской Федеральной торговой комиссией, британскими Офисом по законной торговле, Уполномоченным по информации и Государственным секретарем по торговле и промышленности, австралийскими Комиссией по конкуренции и потребителям и Управлением по коммуникациям в июле 2004 г.»[1, c. 32]. Представители Республика Беларусьне присоединились к данной международной инициативе. На наш взгляд, присоединение к данному плану помогло бы в борьбе со спамом на международном уровне.
В законеРеспублики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З«О рекламе» (далее закон Республики Беларусь «О рекламе») под термином «реклама» также понимается «информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке» (ст. 2). Статья 12 данного закона среди средств распространения рекламы предусматривает в том числе электронную почту и указывает на необходимость получения согласия адресата на получение рекламы, а также налагает обязанность рекламораспространителянемедленно прекратить распространение рекламы для адресата, заявившего об этом[4].
Реклама при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и не допускается [4]. Так, статьей 12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о рекламе [3].
Уже сейчас стала явной недостаточность законодательного регулирования сети Интернет не только в Республики Беларусь, но на международном уровне, так как ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства по Интернету. Существующие нормативные акты регулируют частные аспекты функционирования сети, прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и т.д.
Содействие достижению единого во всем мире подхода к системе взглядов на этические и правовые нормы, относящиеся к киберпространству, является одной из задач Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В частности, проблеме спама было уделено значительное внимание в ходе Всемирного саммита по информационному обществу, организованному ЮНЕСКО и Международным союзом электросвязи. Итоговым документом Саммита стала «Тунисская программа для информационного общества», которая призывает «принять эффективные меры для решения существенной и все возрастающей проблемы, связанной со спамом" и отмечает существование такой инициативы в этой области, как Лондонский план действий»[1, c.41].
Обращаясь к законодательству Республики Беларусь, необходимо отметить, что в ситуации, царившей до 2007 года, прослеживалась неопределенность в отношении правовой квалификации спама. Первым значимым для борьбы с ним шагом закон Республики Беларусь «О рекламе. Следует отметить, что законодатель Республики Беларусь не дает определение «спаму», но в законе Республики Беларусь «О рекламе» есть такое понятие как «ненадлежащая реклама», значение которого раскрыто в статье 12 закона Республики Беларусь «О рекламе». По нашему мнению, данное определениенаиболее близко к понятию «спам».
Следующим шагом в борьбе против спама стали закон Республики Беларусь от 17.07.2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» и закон Республики Беларусь от 10.11.2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».
Так, учитывая опыт зарубежных стран, действующее законодательство Республики Беларусь целесообразно дополнить законом «О компьютерной информации», в соответствии с которым интернет-сайты будут обладать статусом, отличным от статуса средств массовой информации, где будет содержаться запрет на распространение противозаконной информации, предусматриваться права и обязанности провайдеров, авторов сайтов и пользователей, ответственность лиц, нарушивших свои обязанности, в том числе ответственность провайдера за противоправную информацию, размещенную на своем сервере.
Литература:
1. Альтовский Е. Правовое противодействие спаму// Информационное право. 2006. №3.
2. Корнева Л.А. О необходимости защиты авторских и смежных прав в Интернете//Международное публичное и частное право.
2007. №5.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З; в ред. Закона Республики Беларусь от 24.10.2014 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
4. О рекламе : Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 225-З ; в ред. ЗаконаРесп. Беларусь от 23.04. 2014 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.
_____________________
Научный руководитель: Соловей Е.В.
|