:: LEX :: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
UA  RU  EN
 
  Главная
  Как принять участие в научной конференции?
  Календарь конференций
  Редакционная коллегия. ОБ «Наукова спильнота»
  Договір про співробітництво з Wyzsza Szkola Zarzadzania i Administracji w Opolu
  Архив

Актуальные исследования правовой и исторической науки (выпуск 63)

Срок представления материалов

11 июля 2024

До начала конференции осталось дней 0


  Научные конференции
 

  Полезные правовые интернет ресурсы
 

 Полезные ссылки
 
Нові вимоги до публікацій результатів кандидатських та докторських дисертацій
Юридичний форум
Законодавство України
Єдиний державний реєстр судових рішень


 Счетчики


 Ссылки


 Кнопка
www.lex-line.com.ua - Міжнародні науково-практичні інтернет-конференції за різними юридичними напрямками

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ПРЕДМЕТОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
21.11.2016 13:08
Автор: Хаткевич Елена Петровна, кандидат юридических наук, доцент, НПЦ Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь
[Секция 4. Уголовное право. Уголовное процессуальное право. Криминалистика. Криминология. Уголовно-исполнительное право]

Предъявление для опознания предусмотрено в качестве самостоятельного следственного действия и в Уголовно-процессуальном кодексе (далее – УПК) Украины (статьи 228-232), и в УПК Республики Беларусь (статьи 223, 224). Процессуальный порядок, предусмотренный в них для опознания предметов, имеет много сходных черт, есть и различия. Рассмотрим, как решаются в уголовном процессе двух государств некоторые вопросы организации и тактики предъявления предметов для опознания, которые вызывают определенные сложности на практике и являются дискуссионными в литературе.

Первый вопрос заключается в том, целесообразно ли проводить предъявление для опознания, если опознающий на допросе, предшествующем ему, не может назвать конкретные индивидуальные признаки опознаваемого предмета. По мнению одних авторов, предъявление для опознания в этом случае проводить не следует, т.к. «это бесполезно» [1]. Другие же не считают указанное обстоятельство препятствием к проведению данного следственного действия [2].

Согласно ч.2 ст.223 УПК Республики Беларусь, опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал опознаваемый объект, о приметах и особенностях, по которым он может их опознать. При этом в законе ничего не говорится о запрете проводить предъявление для опознания в рассматриваемой нами ситуации. УПК Украины также содержит требование об обязательности предварительного допроса перед опознанием, при этом предусматривает следующее дополнение: если лицо заявляет о том, что не может назвать признаки, по которым опознает предмет, однако может опознать его по совокупности признаков, это фиксируется в протоколе (ч.1 ст.229). Таким образом, последующее предъявление для опознания не исключается. И это правильно.

Практике известны случаи, когда опознающий безошибочно узнавал проверяемый предмет, хотя на предварительном допросе не называл его признаки и отвергал даже саму возможность узнавания. Объяснение этого феномена лежит в плоскости психологической науки,  которая обосновывает существование двух различных видов механизма узнавания: сукцессивного и симультанного [3]. Сукцессивное (аналитическое, последовательное) узнавание осуществляется на основе последовательного анализа и сравнения опознающим лицом отдельных признаков наличного объекта с мысленным образом. Симультанное (синтезированное, мгновенное) узнавание происходит на основе общего восприятия объекта, без анализа его отдельных признаков.

Не отрицая принципиальной возможности симультанного узнавания предмета без предварительного описания его примет и особенностей, следует признать, что результаты опознания в этом случае должны быть обязательно проверены и подтверждены путем производства других следственных (процессуальных) действий.

Второй спорный вопрос касается критериев подбора предметов, предъявляемых в группе с опознаваемым, в том случае, если опознающий на допросе назвал признаки, которые отличаются от признаков опознаваемого предмета, хотя следователь, исходя из обстоятельств дела, практически уверен в том, что опознаваемый предмет есть искомый. В криминалистической литературе ряд авторов ограничивается анализом и сравнением признаков самих предъявляемых предметов в процессе их подбора [4], другие же подчеркивают, что предметы следует подбирать с учетом результатов допроса опознающего [5]. 

В части подбора предметов УПК Украины (ч.2 ст.229) и УПК Республики Беларусь (ч.4 ст.224) содержат  похожее требование, которое заключается в том, чтобы предъявляемые предметы были однородными, об учете результатов допроса в них не говорится. Поэтому данный вопрос следует решать исходя из тактических соображений. Полагаем, что в приведенной выше ситуации следователь, в первую очередь, должен попытаться устранить имеющиеся противоречия, используя в рамках допроса опознающего соответствующие тактические средства: психологические приемы, направленные на «оживление» в памяти образа воспринимавшегося ранее объекта (постановка уточняющих, дополняющих, напоминающих, но не наводящих вопросов); приемы, направленные на оказание помощи в адекватном воспроизведении имеющейся в памяти информации (средства наглядной демонстрации: таблицы, рисунки, образцы) и др. Если же устранить противоречия такими средствами не удалось, проблему, на наш взгляд, можно решить путем включения в группу предъявляемых предметов и таких, которые схожи по признакам, указанным опознающим, и таких, которые схожи с проверяемым объектом – при этом все объекты должны быть схожи по тем признакам, в отношении которых не возникло противоречия. 

Третий спорный вопрос – о возможности организации предъявления для опознания предмета, обладающего такими редкими признаками, которые существенно затрудняют поиск однородных с ним предметов. В литературе имеется точка зрения, согласно которой уникальный предмет может быть предъявлен в единственном числе [6]. Немало и противников такого подхода среди криминалистов [7].

УПК Украины (ч.2 ст.229) и УПК Республики Беларусь (ч.4 ст.224) содержат общее правило, касающееся количества предъявляемых в группе предметов: их должно быть не менее трех. Однако УПК Украины предусматривает возможность предъявления в единственном экземпляре предмета, однородных с которым не существует (ч.3 ст.229). В УПК Республики Беларусь такого исключения нет. И, по нашему мнению, строгость белорусского закона в этой части обоснована и оправдана. Опознание предмета в ситуации отсутствия выбора его из нескольких ставит под большое сомнение достоверность результатов этого следственного действия, поэтому фактически они не могут рассматриваться как полноценное доказательство. Представляется, что для установления фактических данных о том, наблюдало ли лицо именно данный уникальный предмет или нет, следователю целесообразно вначале допросить лицо о признаках предмета, сохранившихся в его памяти, а затем – провести осмотр этого предмета как самостоятельное следственное действие с фиксацией в протоколе его признаков, подтверждающих сообщенные на допросе или противоречащих им. Если уникальный предмет представляет собой произведение искусства, целесообразно назначение по делу искусствоведческой экспертизы. 




Литература:

1. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология : учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. – 2-е изд. – М. : ЗЕРЦАЛО-М, 2003. – 272 с.  – С. 159.

2. Чуприна, Е.П. Проблемы тактики допроса опознающего лица и подбора объектов, предъявляемых для опознания / Е.П. Чуприна // Право.by. – 2015. – № 1. – С.104–108. 

3. Криминалистика : учеб. пособие / А.В. Дулов и др. ; под ред. А.В. Дулова. – Минск : Экоперспектива, 1998. – 416 с. – С. 374–385.

4. Мухин, Г.Н. Криминалистика : учеб. пособие / Г.Н. Мухин, Д.В. Исютин-Федотков ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 227 с. – С. 163.

5. Криминалистика : учебник для вузов / Т.В. Аверьянова [и др.] ; под ред. Р.С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2006. – 992 с. – С. 663.

6. Шабалина, Ю.В. Тактические и организационные основы предъявления для опознания : учеб.-практ. пособие / Ю.В. Шабалина, Л.В. Колосова. – Хабаровск : Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2013. – 84 с. – С. 38.

7. Криминалистика : учебник / под ред. Е.П. Ищенко. – М. :  ЮРИСТЪ, 2000. – 751 с. – С. 212–215.



Creative Commons Attribution Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License

допомогаЗнайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter




 Інші наукові праці даної секції
ЕКСПЕРТИЗА МЕТАЛІВ І СПЛАВІВ ПІД ЧАС РОЗСЛІДУВАННЯ КРИМІНАЛЬНИХ ЗАМАХІВ НА КУЛЬТУРНІ ЦІННОСТІ
30.11.2016 23:32
ВИКОРИСТАННЯ МОДЕЛЮВАННЯ ПІД ЧАС РОЗСЛІДУВАННЯ КРАДІЖОК КУЛЬТУРНИХ ЦІННОСТЕЙ ІЗ КУЛЬТОВИХ СПОРУД
30.11.2016 23:31
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБИ НЕПОВНОЛІТНЬОГО, ВТЯГНЕНОГО У ЗЛОЧИННУ ДІЯЛЬНІСТЬ (ОКРЕМИЙ АСПЕКТ)
30.11.2016 23:29
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ И РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
23.11.2016 12:34




© 2006-2024 Все права защищены При использовании материалов сайта, ссылка на www.lex-line.com.ua обязательна!


Наукова спільнота - інтернет конференції
Міжнародна інтернет-конференція з економіки, інформаційних систем і технологій, психології та педагогіки
Наукові конференції
Актуальні дослідження правової та історичної науки. Юридична лінія
 Голосування 
З яких джерел Ви дізнались про нашу конференцію:

соціальні мережі;
інформування електронною поштою;
пошукові інтернет-системи (Google, Yahoo, Meta, Yandex);
інтернет-каталоги конференцій (science-community.org, konferencii.ru, vsenauki.ru, інші);
наукові підрозділи ВУЗів;
порекомендували знайомі.
з СМС повідомлення на мобільний телефон.


Результати голосувань Докладніше