По ст. 210 Уголовного кодекса Украины (далее – УКУ) ответственность наступает за нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением. По мнению Р. А. Волынца, деяние, предусмотренное в данной норме, может проявиться в пяти формах: 1) нецелевое использование бюджетных средств, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах; 2) осуществление расходов бюджета без установленных бюджетных назначений вопреки Бюджетному кодексу Украины (далее – БКУ) или закона о Государственном бюджете Украины (далее - ЗоГБУ) на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах; 3) осуществление расходов бюджета с превышением бюджетных назначений, вопреки БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах; 4) предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений, вопреки БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах; 5) предоставление кредитов из бюджета с превышением бюджетных назначений, вопреки БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах [1].
В Уголовном кодексе Республики Молдова (далее – УК РМ) отсутствует подобная статья. Тем не менее, некоторые из перечисленных Р.А. Волынцом формы имеют общие черты с некоторыми из деяний, указанными в ст. 298 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова (далее – КП РМ): использование не по назначению или отвлечение бюджетных средств учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов и фондов – компонентов национального публичного бюджета (часть (4)); заключение договоров о приобретении товаров, выполнении работ и оказании услуг, осуществление расходов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов и фондов – компонентов национального публичного бюджета, за счет публичных средств на суммы, превышающие их годовые лимиты, установленные для закупок одного вида товаров, работ и услуг (часть (5)); образование и использование в нарушение законодательства специальных средств публичного учреждения (часть (6)); допущение учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов и фондов – компонентов национального публичного бюджета, просроченной кредиторской задолженности (часть (7)).
А. А. Дудоров справедливо отмечает, что предметом преступления, предусмотренного ст. 210 УКУ, выступают бюджетные средства только в крупных или особо крупных размерах [2]. В свою очередь Ф. О. Ярошенко считает, что единственным отличием объективных признаков составов правонарушений, предусмотренных п. 29 ст. 116 и ст. 119 БКУ и состава преступления, указанного в ст. 210 УКУ – это размер бюджетных средств, которые используются вопреки целевому назначению или без установленных бюджетных назначений или с их превышением [3, с. 145]. Согласимся с Ф. О. Ярошенко, мнение которого отличается от точки зрения И. А. Сикорской: для определения ущерба, вызванного бюджетным правонарушением, не имеет решающего значения его размер и характер [4, с. 9].
Согласно п. 29 ст. 116 БКУ, нарушением бюджетного законодательства признается осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или ЗоГБУ. В соответствии со ст. 119 БКУ, нецелевое использование бюджетных средств является их расходование на цели, не соответствующие: бюджетным назначениям, установленным ЗоГБУ (решением о местном бюджете) направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств; бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, сметы, плана использования бюджетных средств).
К сожалению, в законодательстве Республики Молдова не проводится такая градация ответственности. Независимо от размера бюджетных средств, ответственность применяется лишь по ст. 298 КП РМ. В то же время, в ч. (6) ст. 80 Закона Республики Молдова о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности, для некоторых случаев устанавливается дополнительная санкция: «Бюджетные средства, в том числе в виде материальных ценностей, использованные бюджетными органами/учреждениями вопреки положениям нормативных актов для предоставления займа или финансовой помощи физическим и юридическим лицам, взимаются с последних в полном объеме и зачисляются в соответствующий бюджет без последующего восстановления на счетах кредиторов. За весь период пользования этими средствами с указанных лиц взыскивается в соответствующий бюджет сумма, исчисленная исходя из базисной ставки, применяемой Национальным банком Молдовы по основным краткосрочным операциям денежной политики».
Необходимо отметить, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусматривается не только в уголовном и бюджетном законодательстве Украины, но и в ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУАП). Так, частью 1 данной статьи устанавливается ответственность за: включение недостоверных данных в бюджетные запросы, что привело к утверждению необоснованных бюджетных назначений или необоснованных бюджетных ассигнований; нарушение требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты; осуществления платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также необоснованный отказ в проведении платежа органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств; нарушение требований БКУ при осуществлении расходов государственного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступления в силу ЗоГБУ (несвоевременного принятия решения о местном бюджете) на соответствующий год. В свою очередь, ч. 3 ст. 16412 КУ АП предусматривает ответственность за: взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год; включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таким БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год; зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующих за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета; зачисление доходов бюджета в другой, чем определено БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год, бюджета, в том числе в результате осуществления разделения налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров; осуществление государственных (местных) заимствований, предоставления государственных (местных) гарантий с нарушением требований БКУ; принятие решений, которые привели к превышению предельных объемов государственного (местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий; размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ; создание внебюджетных фондов, нарушение требований БКУ относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств; предоставление кредитов из бюджета или возврата кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и / или установленных условий кредитования бюджета; осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ. Наконец, частью 5 данной статьи устанавливается ответственность за: осуществление расходов, кредитование местного бюджета, которые согласно БКУ должны проводиться из другого бюджета; осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год; нецелевое использование бюджетных средств; издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону; осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или ЗоГБУ на соответствующий год.
Предпоследняя из форм, перечисленных в ч. 5 ст. 16412 КУ АП, отличается от преступления, указанного в ст. 211 УКУ, лишь размером бюджетных средств, выступающих предметом деяния. По законодательству Республики Молдова такое деяние было бы квалифицировано как злоупотребление властью. Наряду с этим, некоторые из перечисленных в ст. 16412 КУ АП деяний имеют общие черты с некоторыми из деяний, указанными в ст. 298 КП РМ: искажение учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов и фондов – компонентов национального публичного бюджета, расчетов, осуществляемых для определения потребности в бюджетных средствах (часть (1)); действия, указанные в части (1), приведшие к образованию излишков бюджетных средств или материальных ценностей (часть (2)); порождение дополнительных расходов по оплате труда вследствие неоправданного включения в расчет компонентов заработной платы или других выплат (часть (21)).
Исходя из вышеизложенного, молдавскому законодателю необходимо криминализовать наиболее серьезные нарушения бюджетного законодательства. В этом контексте обратим внимание на то, что в 2008 году был разработан законопроект о дополнении УК РМ статьей 2391. Ответственность по этой статье должна была наступать за: использование публичными учреждениями бюджетных средств не по назначению, то есть в целях, не соответствующих назначению, утвержденному компетентными органами, если это повлекло причинение ущерба в крупных размерах (часть (1)); те же действия: а) совершенные двумя или более лицами; b) причинившие ущерб в особо крупных размерах (часть (2)) [5]. По непонятным причинам этот проект был отклонен. И это невзирая на то, что Счетная палата Республики Молдова периодически выявляет случаи использования не по назначению бюджетных средств в многомиллионных размерах.
Литература:
1. Волинець Р. А. До питань криміналізації окремих форм порушення бюджетного законодавства України // Вісник Вищої ради юстиції. – 2012. – № 3, с. 114-120.
2. Дудоров О. Порушення бюджетного законодавства: проблеми кримінальної відповідальності // Вісник Національної академії прокуратури України. – 2012. – № 1, с. 29-36.
3. Ярошенко Ф. О. Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України. Київ: Зовнішня торгівля, 2010. – 592 с.
4. Сікорська І. А. Правова відповідальність за порушення бюджетного законодавства: Aвтореф. дис ... канд. юрид. наук. – Ірпінь, 2004. – 20 с.
5. Proiectul de Lege privind completarea Codului penal al Republicii Moldova nr.985-XV din 18 aprilie 2002. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: old.parlament.md/download/drafts/ro/2416.2008.doc
|