ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
09.02.2009 21:30
Author: Аксёнова Ирина Анатольевна, студентка Экономико-правового факультета Одесской Национальной Юридической Академии в г.Симферополь
[Constitutional law. Constitutional judicial law. International law]
Тема моего доклада обуславливается, в первую очередь, положением женщины, как социально незащищенного слоя населения, в условиях сложившегося финансово-экономического кризиса в нашей стране.
Равноправие мужчин и женщин является неотъемлемой частью прогресса человечества, элементом демократии и важным условием развития правового государства. Современное состояние общественных отношений не позволяет игнорировать знание, навыки и творческие способности женщин и нуждается в полном их использовании. [1]
Действующее законодательство Украины, в частности ее Основной закон - Конституция, de jure гарантирует женщинам и мужчинам равные права. Конституция провозглашает, что «все люди свободны и рaвны в своем достоинстве и правах» (статья 21). Статья 24 Конституции Украины указывает, что «не может быть привилегий или ограничений по признаку пола». Часть 3 статьи 24 непосредственно посвящена преодолению дискриминации относительно женщин в Украине. [2] Конституция Украины и другие источники конституционного права обеспечивают равноправное участие мужчин и женщин в политической сфере, в деятельности общественных организаций, вступления на государственную службу, поскольку важным средством обеспечения реализации прав и свобод является активная общественная позиция, а также реальные условия участия в общественно-политической жизни. [3]
Украинская Государственная программа по утверждению гендерного равенства в украинском обществе на период до 2010 года определяет своей целью утверждение равных прав женщин и мужчин и равных возможностей для их реализации. Такая же Программа существует и в Крыму. [4]
Но многочисленные исследования и данные официальной статистики, говорят о том, что показатели дискриминации по признаку пола в нашей стране, приближаются к показателям арабских стран. Невзирая на то, что законодательство запрещает дискриминацию по половому признаку при устройстве на работу, это явление очень распространено. По-прежнему наблюдается рост торговли людьми и домашнее насилие. Средняя заработная плата женщин составляет 70-75% от средней заработной платы мужчин. Наглядно можно наблюдать дискриминацию женщин в политической сфере. Среди 450 депутатов украинского парламента женщины составляют 8,5%, в парламенте АРК — 16%. Цифры свидетельствуют об отсутствии гендерного баланса в политической жизни. [5]
Международно-правовое регулирование защиты прав и интересов женщин обусловлено множеством факторов. На национальном уровне, в различных странах процесс законодательного закрепления предоставления женщинам гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав не совпадал в силу господства в обществе старых "патриархальных" представлений о ролевых функциях каждого из полов, и соответственно, обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин и женщин. Огромное значение имеет господствующая в том или ином обществе религия и национальные и культурные обычаи. [6]
Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин» (1979г.) (далее Конвенция) является основополагающим документом, в котором обобщены и зафиксированы фундаментальные положения относительно международно-правового статуса женщин. Ее можно назвать мировой женской конституцией. [7]
Устав ООН (далее Устав) подчеркивает значение международного сотрудничества в достижении равноправия мужчин и женщин. В преамбуле и ст. ст. 1 и 55 Устава ООН одной из целей деятельности организации провозглашено достижение всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия пола, расы и других признаков.
В соответствии со ст. 68 Устава ЭКОСОС, учитывая актуальность и сложность проблемы равенства полов, своей резолюцией от 21 июня 1946 г. создал Комиссию по положению женщин, определил ее компетенцию и состав. В лице этой Комиссии был учрежден специальный вспомогательный орган ООН, занимающийся исключительно вопросами международной защиты прав женщин. Путем создания этой Комиссии большинство государств - членов ООН согласилось выделить вопрос о защите прав женщин в самостоятельный - в рамках единого института международной защиты прав человека - предмет международного сотрудничества. Тем самым впервые в истории на столь высоком уровне было признано то большое значение, которое имеет проблема обеспечения равноправия мужчин и женщин во всем мире. [8]
Проблема женского равноправия не является изолированной от других важнейших проблем современного мира, требующих объединенных усилий государств для их успешного решения. Такие проблемы, как регулирование деторождения, воспитание подрастающего поколения, образование, здравоохранение (особенно педиатрия и акушерство), которые при неудовлетворительном их решении могут препятствовать достижению подлинного равноправия. [9]
Но недостаточно только зафиксировать, что государством и международным содружеством гарантируется равное отношение, равные права как для мужчин, так и для женщин. Важно определиться, с помощью, каких средств - экономических, политических, правовых, организационных - это правило поведения субъектов отношений должно обеспечиваться, и какие негативные последствия возникнут для лица, которое нарушает требования их соблюдения. Разрыв, который существует между правами женщин, в соответствии с буквой закона, и повседневным применением правовых положений на практике, свидетельствует о необходимости внесения изменений в законодательство, приведение его в соответствии с потребностями современности и международных стандартов защиты прав женщин. [10]
Литература:
1) Дашковська О.Р. Женщина как субъект права в аспекте гендерного равенства: Монография. - Харків: Право, 2005
2) Конституция Украины от 28.06.1996 г. //Ведомости Верховной Рады, 1996,
№ 30.
3) Оніщенко Н.М., Томашевська М.О. Правове регулювання гендерних процесів в Україні: стан і перспективи розвитку. - Держава і право. Юр. і політ. науки. Вип.28. –К. –2005
4) Обласна программа з утвердження ґендерної рівності в українському суспільстві на період до 2010 року від 26 січня 2007 р. // 2007 г., №29
5) Калипарова С. Гендерна нерівність? - Кримський діалог. №19 (197) від 24.05.2008.
6) Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. - Бизнес-Пресса. – 1998
7) Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18.12.1979 г.
8) Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.
9) Дмитриева Г. К. Некоторые аспекты международной защиты прав женщин. - Правоведение. -1969. - № 6
10) Тодика Ю. Гендерна рівність як умова розбудови громадянського суспільства. Научное издание. - Вісник Академії правових наук. - Х.: Право. 2006. №3(46)
e-mail: lala.cool-sweet@rambler.ru
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter