СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ
04.10.2009 19:12
Автор: Гордеева Ирина Валериевна, заместитель заведующей кафедрой Трудового права, права социального обеспечения и уголовного права, старший преподаватель кафедры Гражданского права, теории права и специальных юридических дисциплин Института экономики и права (Севастопольский филиал) Академии труда и социальных отношений (г. Москва)
[Право інтелектуальної власності та його захист. Інформаційне право]
На современном этапе остро стоит вопрос и соотношении информации и интеллектуальной собственности. Ведь раньше в ст. 128 ГК РФ [1] информация выделялась в качестве отдельного объекта гражданских прав, но с 1 января с введением в действие четвёртой части ГК РФ [2] она была исключена из данного перечня. Но и до этого велись споры среди учёных об отнесении информации к результатам интеллектуальной деятельности.
Прежде всего, следует отметить, не стоит «размывать» такой объект как информация среди всех остальных объектов гражданских прав, так как она сама по себе имеет ряд существенных отличительных признаков, которые отражаются на её правовом статусе. Однако всё это не означает, что информация может однозначно относиться к результатам интеллектуальной деятельности, во всяком случае, информация в том аспекте, который интересует гражданское право.
Интересно обратиться к мнению украинского законодателя по поводу соотношения информации и интеллектуальной собственности. Следует сразу отметить, что и здесь не наблюдается единого логичного подхода. Необходимо сказать, что Гражданский кодекс Украины [3] в ст. 177 определяет информацию как самостоятельный объект гражданских прав, то есть, так как было в российском законодательстве в ст. 128 ГК РФ до вступления в силу четвёртой части ГК РФ и сопровождающих изменений. Украинский законодатель сразу при принятии ГК Украины предусмотрел регулирование в нём вопросов интеллектуальной собственности, хотя такое регулирование носит общий характер. ГК Украины состоит из шести книг, четвёртая из которых называется «Право интеллектуальной собственности». В ст. 420 ГК Украины содержится перечень объектов права интеллектуальной собственности, среди которых в качестве самостоятельного объекта названа коммерческая тайна. Регулирование коммерческой тайны будет рассмотрено несколько позже. Таким образом, по мнению украинского законодателя, информация будет являться объектом интеллектуальной собственности, в том случае, если эта информация отнесена к коммерческой тайне. К сожалению, в ГК Украины, в отличие от ГК РФ, ничего не говорится о ноу-хау и его соотношении с информацией вообще и с коммерческой тайной и интеллектуальной собственностью в частности.
Таким образом, представляется целесообразным определить взаимоотношения информации и результатов интеллектуальной деятельности следующим образом. Ставить знак равенства между этими объектами недопустимо. Поскольку любой результат интеллектуальной деятельности, по сути, является определённого рода информацией, взять, к примеру, селекционное достижение, ноу-хау, произведение литературы, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы тоже в себе несут определённую информацию. Однако не всякая информация является результатом интеллектуальной деятельности. Так, например, общедоступная информация, которая носит сугубо информационный характер о событиях в стране и мире, информация о каких-либо личных данных гражданина или юридического лица. При этом важно заметить, что приведённые примеры информации, как правило, является предметом регулирования не гражданского права, и административного или конституционного. Означает ли это, что информация интересует гражданское право только в том случае, если она является результатом интеллектуальной деятельности человека? Ответ на этот вопрос не однозначен. Если рассуждать с позиций законодателя, то ответ, возможно, будет утвердительным, доказательством чего является исключение информации как самостоятельного объекта гражданских прав из ст. 128 ГК РФ. Но, с другой стороны, в четвёртой части ГК РФ в ст. 1225 секреты производства (ноу-хау) отнесены к охраняемым объектам, однако ничего не сказано про коммерческую тайну, которую нельзя полностью отождествлять с ноу-хау, но которая, как правило, тоже является результатом интеллектуального труда отдельного человека или коллектива. А отношения, регулирующие коммерческую тайну, безусловно, относятся к предмету регулирования гражданского права.
Вследствие всего выше сказанного, следует сделать уточнение в ст. 128 ГК РФ, которая посвящена перечню объектов гражданского права, а именно указать, что объектом гражданских прав является результаты интеллектуальной деятельности, в том числе информация.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. – № 289. – 22 декабря 2006 г.
3. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. № 435-IV // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2003. – № 40. – Ст. 356.
e-mail:gordeyeva83@mail.ru
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter