На переходном этапе развития государства и общества, как правило, обостряется проблема гарантирования прав человека и гражданина. Это в полной мере характеризует нынешнюю ситуацию в Украине, при которой механизм обеспечения прав человека далек от идеала и требует усовершенствования. История свидетельствует, что каждому поколению необходимо защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида [1, с.231].
"Права человека начинаются с прав ребенка", - всегда говорит Уполномоченный по правам человека в Украине Нина Ивановна Карпачева. Уважение к правам человека и гражданина начинается с отношения общества к своим детям. В советские времена очень популярной была фраза "все лучшее - детям". Украина тоже пытается максимально помочь будущим гражданам страны в становлении и добивается утверждения в жизни общества "детоцентризма" [1, с. 135].
В нашей стране формируется законодательная база по вопросам защиты прав ребенка. В Конституции (ст. 51) [2] устанавливается: "Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством". Законом Украины от 21 октября 1992 г. "О государственной помощи семьям с детьми" устанавливаются гарантии государственного уровня материальной поддержки семьям, имеющим детей, путем оказания государственной помощи с учетом состава семьи, ее доходов, возраста, состояния здоровья детей [3].
Права ребенка в аспекте обеспечения права на гражданство нашли закрепление в Законе Украины "О гражданстве Украины". Украина ратифицировала Конвенцию прав ребенка 1989 года, принимала участие во Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 1990 г. и подписала принятую на ней Декларацию. В 1995 году была разработана национальная программа "Дети Украины". Большинство прав детей были закреплены еще во множестве других нормативных актах, основными из которых являются Семейный кодекс Украины, Закон Украины "Об охране детства", Закон Украины "Об образовании".
Защита прав ребенка - важнейшая проблема государства и общества, имеющая как государственно-правовой, так и международно-правовой аспекты. Украина вступила в Совет Европы и приняла на себя соответствующие обязательства, в том числе и по обеспечению прав ребенка. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (п. 2 ст. 25) отмечается, что материнство и детство дают право на особую опеку и помощь. В Конвенции прав ребенка подчеркнуто, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. установлено, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства [4].
Таким образом, кто же в Украине сегодня все-таки занимается детьми? Из детей, которые попадают в конфликт с законом, только 12% - дети-сироты. Все остальные имеют родителей. Вот и ответ на вопрос, кто занимается ими: семья перестала выполнять свою традиционную роль - заниматься детьми, - и это главная проблема нашего общества.
Права ребенка можно защитить, только защитив права его родителей. Системный кризис, который много лет сотрясает Украину, сейчас усилился последствиями глобального кризиса, затронувшего и другие страны - страдают самые социально незащищенные граждане. Так вот, права ребенка надо защищать еще до его рождения. Это проблема предотвращения бедности как социального явления. В 2000 году Н.И. Карпачева сделала первый доклад в парламенте, где обозначила проблему бедности. Но диагноз нашей "болезни" власти никак не хотели признавать. В конечном итоге, при поддержке ООН, все же удалось пробить брешь в стене: власть признала такое явление, как бедность, взялась за разработку программ по ее преодолению. Сегодня более 70% населения Украины находится за чертой бедности. Эту цифру украинское руководство не признавало до самого нынешнего кризиса, а сейчас власти это вроде как увидели. А ведь в бедных семьях дети лишены возможности нормально питаться, нормально одеваться и нормально отдыхать: в нынешнем году только 40% детей смогли оздоровиться на летних каникулах, так или иначе, за счет государства или родителей. Это очень мало.
Обязанность содержать детей возложена на родителей. Но, бесспорно, бывают обстоятельства, которые предопределяют необходимость помощи со стороны государства. Оно оказывает разные виды социальной помощи семьям с детьми в зависимости от этого показателя. Другой вопрос - насколько просто и удобно эту помощь получать и насколько она покрывает реальные нужды семьи. Также выделяются другие группы детей, относительно которых государство формирует специальную политику, - это новорожденные, дети с ограниченными возможностями, дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки. Лишь в одном - последнем случае - государство берет на себя функцию воспитания, во всех других - только содержания [1, с. 234].
Конечно, в перечне прав ребенка, о которых мы сегодня говорим, неотъемлемым является право на жизнь и соблюдение здорового образа жизни. А о масштабах наркомании, криминализации отношений (в том числе в среде детей), распространении социальных болезней известно всем. По последним данным, на учете в органах МВД стоит около 5 тысяч детей, употребляющих наркотические средства. И понятно, что эта цифра - верхушка айсберга социальных неурядиц, если мягко говорить. Каждое пятнадцатое преступление в Украине совершается детьми. Кто их втягивает в такие отношения? Почему некоторые дети сами прибегают к этому? Причины таких явлений нужно знать, нужно системно противодействовать их возникновению.
Таким образом, подбивая итог по всему вышесказанному, защита прав ребенка должна стать приоритетным направлением государственной политики обеспечения прав и свобод человека и гражданина, работы всех органов власти. Необходимо в полной мере использовать потенциал нашей правовой системы. Все это имеет существенное значение для обеспечения в Украине прав человека.
Литература:
1. Тодыка Ю. Н. Конституционное право Украины / Ю. Н. Тодыка, О. Ю. Тодыка. – Харьков: Издательский дом «РАЙДЕР», 2003. – 401 с.
2. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № 30. – Ст. 141.
3. Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1992. – № 2811-XII. – Ст. 23.
4. Всеобщая декларация прав человека: 45-я годовщина. 1948 – 1993. Париж: ЮНЕСКО, 1994. – С. 5.
e-mail: galaazzheurova@mail.ru |