Закрепление на конституционном уровне принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возникновения государственно-правовых конфликтов. Как справедливо заметил Тодыка Ю.Н., их возникновению способствует некачественное конституционно-правовое регулирование общественных отношений, явное несоответствие действующих норм общественным реалиям, различное толкование органами разных ветвей власти конституционных норм и предписаний [1]. Компетенцию органа или должностного лица составляют их властные полномочия, определенные законом. Впоследствии несовершенства законодательства компетенция субъектов властных полномочий нередко может пересекаться, впоследствии чего может возникнуть компетенционный спор, именно в этом заключается актуальность исследования.
Стоит отметить, что возникновение компетенционных споров может быть результатом злоупотреблений, которые проявляются в форме присвоения полномочий или превышение властных полномочий [2, с. 136].
Целью данного исследования является изучение понятия компетенционного спора, видов спора и причин его возникновения.
Исследованием данных вопросов занимались ученые в сфере административного права, а именно В.Аверьянов, Ж.Овсепян, Н. Савенко [4], Ю.Тихомиров [3], Ю. Юдин и др.
Ю.Тихомирова считал, что компетенционный спор означает расхождение отдельных позиций и действий субъектов компетенции с их предусмотренными (нормативными, модельными) действиями и решениями [3, с. 669]. Чаще всего это связано с решениями ситуационных задач и содержательными действиями (финансовыми, материальными и т.п.). Отклонения от нормативно установленной компетенции возникают, прежде всего, по вине самого органа, когда он превышает свои полномочия, совершает ошибочные действия или бездействует. Отклонения порождаются и давлением извне, вмешательством других органов или созданием препятствий для законной деятельности [3, с. 669].
Компетенционный спор – это спор между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления (публичной администрации), в том числе делегированных полномочий [2, с. 136]. Особенностью таких споров является то, что сторонами в них, как истцом, так и ответчиком, являются субъекты властных полномочий.
Юдин Ю.А. и Овсепян Ж.И. среди компетенционных споров выделяют споры о полномочиях: а) между государственными органами различных ветвей власти; б) между государством и его составными частями.
В научной литературе выделяют по содержанию три вида споров о полномочиях: а) споры о признании компетенции; б) споры об отрицании компетенции; в) споры о присвоении органом государственной власти не принадлежащих ему полномочий. Представляется, что споры о присвоении органом государственной власти не принадлежащих ему полномочий являются разновидностью споров о признании или отрицании компетенции, и их нецелесообразно выделять в отдельную группу, хотя у этих споров есть определенные особенности[4, с. 16]. М. Стефанчук причиной компетенционных споров определила присвоение полномочий или их превышение теми или иными властными субъектами. Исследуемая категория споров чаще всего возникает вследствие неправильного толкования действующего законодательства субъектами властных полномочий, что влечет перекрещивание их компетенций.
Итак, компетенционные споры между различными уровнями власти как по горизонтали, так и по вертикали прежде всего обусловлены несовершенством действующего законодательства и дублированием полномочий. Отсутствие эффективного механизма правовой защиты вносит конфликтность, тормозит развитие общественных отношений [5].
Решение законодательных коллизий при реализации компетенции субъектами властных полномочий должно осуществляться в пределах общей задачи защиты прав, свобод, законных интересов.
Литература:
1. Тодика Ю. Н. Державно-правова конфліктологія як важливий напрямок наукових досліджень / Ю. Н. Тодика // Вісник Академії правових наук України. – Харків. – 1996. – № 6. – С.15.
2. Науково-практичний коментар Кодексу адміністративного судочинства України / О. М. Пасенюк (кер. авт. кол.), О. Н. Панченко, В. Б. Авер’янов [та ін.]; за заг. ред. О. М. Пасенюка. – К.: Юрінком Інтер, 2009. – 704 с.
3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. – М: Издание г-на Тихомирова М.Ю. – 2005. – С. 1150.
4. Савенко Н. Компетенционные споры между главой государства и парламентом, юрисдикция Конституционного Суда Украины в их разрешении / Н. Савенко // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. – Ереван. – 1999. – № 4 – С.14-28.
5. Заява Української асоціації районних та обласних рад щодо Концепції територіальної організації влади в Україні від 08 червня 2011 року. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://alau.com.ua/?page_id=2527. – Заголовок з екрану.
|