В последние годы растет степень внедрения бизнесом информационных технологий в производственную деятельность, а значительное число организаций строят свой бизнес на выполнении работ и оказании услуг исключительно в рамках информационного пространства сети Интернет.
Любое взаимодействие организации должно находить свое отражение в различных документах, составленных по форме, предписанной законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь всякие сделки, заключаемые юридическими лицами между собой и с гражданами, должны совершаться в простой письменной форме [1]. Статья 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения [1].
Взаимодействие юридических лиц между собой осуществляется в рамках договоров, заключаемых для достижения цели организации в соответствии с действующим законодательством. Устанавливается возможность при письменной форме использовать электронную подпись в качестве средства, позволяющего достоверно определить сторону по договору.
Первым этапом принятия норм, регулирующих порядок применения электронных документов и электронной цифровой подписи, явился Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»[2].
На данный момент основной объем используемых электронных цифровых подписей приходится именно на сферу финансовой деятельности организаций. Подавляющее большинство организаций применяют в своей деятельности информационные системы «клиент-банк» для осуществления операций со своими счетами, открытыми в кредитно-финансовых организациях.
Другим субъектом правоотношений, стремившимся к внедрению электронного документооборота является государство в лице различных контролирующих органов. С целью внедрения информационных технологий в деятельность налоговых органов проводилось поэтапное изменение Налогового кодекса.
В связи со стремлением бизнеса к снижению затрат на выполнение работ и услуг, не требующих фактического присутствия в месте исполнения, и появлением с развитием информационных технологий новых видов подобных услуг существует потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства. Подобная необходимость обусловлена также потребностью в интенсификации ведения юридически значимого делового документооборота.
Литература:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь : с изм. и доп. по состоянию на 28 янв. 2013 г. — Минск : Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2013. — 656 с.
2. Об электронном документе и электронной цифровой подписи: Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 112-З // ИПС Эталон (6.1) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.
______________________________
Научный руководитель: Соловей Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры компьютерных информационных технологий УО «Барановичский государственный университет»
|