Все большую роль в нашей жизни играет коммуникации. Количество информации увеличивается с каждым днем. Этот процесс настолько стремителен, что нормы права порой просто не поспевают за ним. В частности недостаточно проработаны правовые отношения процессов взаимодействия людей посредством электронных средств коммуникаций, когда многие действия совершаются не в реальном мире, а в виртуальном пространстве. Зачастую эти действия находятся вне рамок правового регулирования, что является хорошей сферой для развития юриспруденции.
Изначально Интернет возник и развивался как саморегулируемая структура, однако в настоящее время он нуждается в специально разработанных правовых нормах, которые будут учитывать специфику правоотношений, складывающихся в виртуальном мире.
Стоит отметить, что ни в одной стране мира нет кодифицированного законодательства по Интернету, и для регулирования правоотношений в сети Интернет используются нормы из общих положений. Существующие нормативные правовые акты регулируют частные аспекты функционирования сети (вопросы подключения к ней через поставщиков,предоставление соответствующих линий связи и т.д.)[1]. Нормы, которые можно было бы применить для урегулирования отношений по поводу Интернета «разбросаны» по законодательным актам других отраслей права. Данные нормы нашли свое отражение в нормах об интеллектуальной собственности, авторских и смежных правах, в Законе «О средствах массовой информации» и Законе « Об информации, информатизации и защите информации».
Серьезной проблемой является отсутствие регулирования отношений по поводу Интернета на межгосударственном (международном) уровне. Данное регулирование необходимо начинать хотя бы на двусторонней основе.
В Беларуси Интернет — «правовой вакуум», однако нормотворчество в данной области ведется весьма активно. Например, возник новый вид права — информационное право.
Вопрос о необходимости регулирования Интернета имеет две стороны.
С одной стороны, Интернет — это техническая система, которая на сегодняшний момент регулируется «согласием по основным вопросам», документированным в RFC.
С другой стороны, содержимое Интернет — явление социальное, и регулировать его или нет — общество либо решает само (что является маловероятным), либо позволяет правительству решать это за себя [1].
Несмотря на правовое несовершенство на сегодняшний день интернет представляет собой интереснейший пример того, как удачно и эффективно может развиваться такая сложная техническая система практически при отсутствии правового регулирования.
Это ставит важный вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования.
Литература:
1. Михалевич, В.В. Юридическая природа Интернета/ В.В. Михалевич // Правовая информатика. — 2012. — № 1. — С. 44-49