В настоящее время существует немало возможностей для того, чтобы опорочить деловую репутацию юридического лица в сети Интернет. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы на интернет-сайтах, доски бесплатных объявлений, ленты СМИ на интернет-сайтах, электронные рассылки, аналитические и сравнительные обзоры и т.д. В литературе справедливо отмечается, что, став неотъемлемой частью жизни, Интернет, вместе с тем, зачастую используется для совершения правонарушений, посягающих на конституционные права и законные интересы личности. В итоге он становится источником противоправных, антиобщественных проявлений [1,с.49].
Решение вопроса о защите деловой репутации (при распространении порочащих сведений в Интернете) сопряжено с определенными трудностями, например, доказыванием факта диффамации, определением надлежащего ответчика, пределов его ответственности, порядке применения мер защиты т.д. Приходится констатировать, что Интернет является своего рода «примером» произвола в области права на доброе имя. Обусловлено это рядом причин:
- новизна данного средства распространения массовой информации;
- пробелы специального законодательства в данной области;
- отсутствие широкой судебной и административной практики;
- и другие.
Вопрос об определении круга лиц, привлекаемых к ответственности при защите деловой репутации, опороченной посредством распространения сведений в сети Интернет, и пределах их ответственности в настоящее время не имеет однозначного ответа и является одним из самых дискуссионных.
С целью дальнейшего изучения проблемы ответственности за распространение порочащих сведений в Интернете необходимо подчеркнуть специфичность субъектного состава «сетевых» отношений, в который входят: создатели программных технологий (частей информационной инфраструктуры); производители и распространители информации в Интернете, в том числе оказывающие услуги по подключению (провайдеры), и потребители [1,с.49].
По нашему мнению, в процессе распространения информации участвуют три лица: автор; владелец сайта; хост-провайдер. Указанные субъекты могут совпадать в одном лице.
Возможность инкогнито распространять информацию порождает проблему для владельца сайта в виде ответственности за сообщения, размещенные на нем посетителями. Владельцы сайтов могут ссылаться на то, что они не причастны к созданию и размещению того или иного материала и не могут являться распространителями порочащей деловую репутация информации, а лишь выполняют функцию информационного посредника, создающего условия, обеспечивающие взаимодействие между разными пользователями, среди которых встречаются нарушители.
Установление лица, анонимно распространившего сведения в Интернете, может оказаться достаточно сложной задачей, хотя сегодня существуют методики такого поиска. Для того чтобы доказать факт распространения сведений конкретными лицами, требуется проведение сложных процедур: просмотра протоколов доступа, проверки учетных записей провайдеров доступа, определения телефонных номеров и их владельцев, просмотра содержимого серверов, установления владельцев серверов. Все это применимо к доменной зоне «BY». В случае нахождения серверов в разных странах процедура еще больше усложняется, поскольку это связано с исполнением международных поручений и т.д.
В юридической литературе высказана точка зрения, согласно которой в случае анонимного размещения порочащей деловую репутацию информации к ответственности должен привлекаться владелец данного сайта.
Ответственность владельца сайта базируется, во-первых, на имеющейся у него технической возможности в любой момент времени контролировать содержание сообщений пользователей (владелец сайта обязан проверять размещенные сообщения на соответствие их законодательству и устранять те, которые нормам права противоречат), а, во-вторых, на создании владельцем (администратором) сайта соответствующих технологических условий, позволяющих размещать порочащие сведения на сайте анонимно[1,с.51].
Внимания заслуживает аргументация освобождения владельца сайта от ответственности за размещение порочащей деловую репутацию информации на сайте третьими лицами, основанная на аналогии размещения информации на сайте и сообщением в прямом эфире, когда у СМИ нет возможности контролировать его содержание.
С целью более эффективной реализации права на защиту деловой репутации юридических лиц, опороченных в сети Интернет, учитывая новизну данного средства распространения массовой информации, пробелы специального законодательства в данной области, отсутствие широкой судебной и административной практики и незначительное число квалифицированных в сфере интернет-технологий юристов, а также защиты лиц, не являющихся авторами сведений, порочащих деловую репутацию, считаем целесообразным привести конкретный порядок определения юридической ответственности за диффамацию, осуществленную в сети Интернет.
Литература:
1.Волков, С. Защита деловой репутации от порочащих сведений / С. Волков, В. Булычев // Рос.юстиция. ― 2003. ― № 8. ― С. 49−52.
________________________
Научный руководитель: Соловей Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры компьютерных информационных технологий УО «Барановичский государственный университет»
|