Статья 250 Уголовного кодекса Республики Молдова (далее – УК РМ) устанавливает ответственность за: перевозку, хранение или реализацию подакцизных товаров без маркировки их контрольными или акцизными марками установленного образца, если эти действия повлекли причинение ущерба в крупных размерах (часть (1)); те же действия: а) сопряженные с маркировкой марками иного, чем установленный, образца; b) повлекшие причинение ущерба в особо крупных размерах (часть (2)).
Кроме того, согласно ч. (2) ст. 284 Кодекса о правонарушениях Республики Молдова [1] (далее – КП РМ), предусматривается ответственность, помимо прочего, за введение в оборот алкогольной продукции, не маркированной акцизной маркой и, в зависимости от обстоятельств, маркой качества или маркированной фальшивой акцизной маркой и маркой качества.
В Уголовном кодексе Украины (далее – УКУ) отсутствует статья аналогичная ст. 250 УК РМ. Правда, некоторые схожие черты имеет ст. 204 УКУ. Эта статья устанавливает ответственность за: незаконное приобретение с целью сбыта или хранение с этой целью, а также сбыт или транспортировку с целью сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров (часть 1); незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство таких товаров, или совершенное лицом, ранее осужденным по этой статье (часть 2); незаконное изготовление товаров, указанных в частях первой или второй настоящей статьи, из недоброкачественного сырья (материалов), представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а также незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям (часть 3).
Предметом преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РМ и ст. 204 УКУ, признаются подакцизные товары. Однако, по отношению к таким товарам, ст. 250 УК РМ и ст. 204 УКУ указывают косвенным образом на различные обязанности, которые не выполняет субъект преступления. В отличие от субъекта преступлений, предусмотренных ст. 204 УКУ, субъект преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РМ наделен правом перевозки, хранения или реализации подакцизных товаров. В то же время, субъект преступлений, предусмотренных ст. 204 УКУ, нарушает запрет на незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировку с целью сбыта подакцизных товаров. В свою очередь, субъект преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РМ, не выполняет обязанность маркировать подакцизные товары контрольными или акцизными марками установленного образца.
Больше сходства между ст. 250 УК РМ и ч. (2) ст. 284 КП РМ, с одной стороны, и ст. 1645 Кодекса Украины об административных правонарушениях [2] (далее – КУАП), с другой стороны. Так, ст. 1645 КУАП устанавливает ответственность за: хранение или транспортировку алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных марок акцизного сбора или с поддельными или фальсифицированными марками акцизного сбора должностными лицами предприятий-производителей, импортеров и продавцов этих товаров (часть 1); те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто взысканию за любое из правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, или в крупных размерах (часть 2); незаконное хранение марок акцизного сбора (часть 3).
Насколько можно судить, субъект правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 1645 КУАП, не выполняет обязанность маркировать подакцизные товары (а именно – алкогольные напитки или табачные изделия) марками акцизного сбора установленного образца.
В диспозиции ст. 1645 КУАП прямо указывается на признаки специального субъекта: должностные лица предприятий-производителей, импортеров и продавцов этих товаров. В диспозициях ст. 250 УК РМ и ч. (2) ст. 284 КП РМ не упоминаются такие признаки. Данные диспозиции являются бланкетными, отсылая правоприменителя к соответствующему закону. Таким законом признается Налоговый кодекс Республики Молдова [3] (далее – НК РМ). В соответствии со ст. 120 НК РМ, если объектами налогообложения являются подакцизные товары, то субъектами налогообложения являются: a) юридические и физические лица, перерабатывающие и/или производящие подакцизные товары на территории Республики Молдова; b) юридические и физические лица, импортирующие подакцизные товары.
Исходя из положений п. 3) ст. 5 НК РМ, в данном случае, под «физическим лицом» имеется в виду организационная форма со статусом физического лица согласно законодательству, включая индивидуального предпринимателя или крестьянское (фермерское) хозяйство.
Юридическое лицо не может быть субъектом деяний, предусмотренных ст. 1645 КУАП и ч. (2) ст. 284 КП РМ. В то же время, юридическое лицо (за исключением органа публичной власти) может быть субъектом преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РМ.
В связи с этим, ст. 21 УК РМ устанавливает: юридическое лицо, за исключением органа публичной власти, привлекается к уголовной ответственности за деяние, предусмотренное уголовным законом, если оно виновно в невыполнении или ненадлежащем выполнении прямых предписаний закона, устанавливающих обязанности или запреты на осуществление определенной деятельности, и если устанавливается, по меньшей мере, одно из следующих обстоятельств: а) деяние совершено в его интересах физическим лицом, наделенным руководящими функциями, которое действовало самостоятельно или как член органа юридического лица; b) деяние допущено, разрешено, утверждено или использовано лицом, наделенным руководящими функциями; с) деяние совершено вследствие отсутствия надзора и контроля со стороны лица, наделенного руководящими функциями (часть (3)); физическое лицо признается наделенным руководящими функциями, если имеет, по меньшей мере, одну из следующих функций: a) представления юридического лица; b) принятия решений от имени юридического лица; c) осуществления контроля в рамках юридического лица (часть (31)).
Продолжая анализ, отметим, что в ст. 1645 КУАП, в качестве подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке, названы алкогольные напитки и табачные изделия. В ст. 250 УК РМ не приводятся примеры таких товаров. Таким образом, данная статья отсылает к некоторым нормам НК РМ. Имеются в виду следующие положения ст. 123 НК РМ: бутилированные / упакованные для конечного потребления подакцизные товары, такие как водка, ликеры и другие спиртные напитки, вермуты и прочие виноградные вина, напитки прочие сброженные товарных позиций 2205 и 220600, дивины , реализуемые, транспортируемые или хранящиеся на территории Республики Молдова либо импортируемые для реализации на ее территории, а также бутилированные / упакованные для конечного потребления подакцизные товары, приобретенные у хозяйствующих субъектов-резидентов, находящихся на территории Республики Молдова, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, подлежат обязательной маркировке акцизными марками (часть (5)); табачные изделия, реализуемые, транспортируемые или хранящиеся на территории Республики Молдова либо импортируемые для реализации на ее территории, а также товары, приобретенные у хозяйствующих субъектов-резидентов, находящихся на территории Республики Молдова, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, подлежат обязательной маркировке акцизной маркой (часть (51)); не подлежат обязательной маркировке акцизными марками: а) вина игристые и шипучие, дивины в сувенирных бутылках емкостью до 0,25 литра и емкостью 1,5 литра, 3 литра и 6 литров; b) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта до 7 % объема; с) подакцизные товары, помещенные под таможенные режимы транзита, таможенного склада, временного ввоза, магазина duty free; d) подакцизные товары, произведенные на территории Республики Молдова и отгружаемые производителем на экспорт; e) спирт этиловый неденатурированный (товарные позиции 2207 и 2208), используемый в медицинских целях (часть (6)).
Для сравнения, ст. 226 Налогового кодекса Украины [4] предусматривает: маркировке подлежат все алкогольные напитки с содержанием спирта этилового свыше 8,5 процента объемных единиц. Маркировка произведенных в Украине алкогольных напитков с содержанием спирта этилового до 8,5 процента объемных единиц не производится (часть 6); не подлежат маркировке: алкогольные напитки и табачные изделия, поставляемые для реализации магазинам беспошлинной торговли непосредственно отечественными производителями такой продукции по прямым договорам, заключенным между отечественными производителями алкогольных напитков и табачных изделий и владельцами магазинов беспошлинной торговли; алкогольные напитки и табачные изделия, ввозимые в Украину и размещаются в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли; эталонные (мониторинговые) или тестовые образцы табачных изделий, которые не предназначены для продажи в розницу и ввозятся на таможенную территорию Украины аккредитованными государственными испытательными лабораториями и/или субъектами хозяйствования, которые имеют лицензии на право производства соответствующей продукции, для проведения исследований или испытаний (калибровки лабораторного оборудования, проведения дегустаций, изучения физико-химических показателей, дизайна) (часть 10).
Часть 3 ст. 1645 КУАП устанавливает ответственность за незаконное хранение марок акцизного сбора. В ст. 250 УК РМ и ч. (2) ст. 284 КП РМ не упоминается такое деяние. В то же время, ст. 272 КП РМ предусматривает ответственность, среди прочего, за нарушение порядка хранения акцизных марок. По нашему мнению, незаконное хранение марок акцизного сбора следует отличать от нарушения порядка хранения таких марок. При нарушении порядка хранения акцизных марок, субъект деяния обладает правом на их хранение. В данном случае хранение, хотя и осуществляется с нарушением порядка, однако имеет под собой законное основание.
В завершении отметим, что ст. 250 УК РМ и ч. (2) ст. 284 КП РМ не содержат отягчающего обстоятельства, подобного тому, которое предусмотрено ч. 2 ст. 1645 КУАП – совершение деяния лицом, которое в течение года было подвергнуто взысканию за любое из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 1645 КУАП. К слову сказать, единственный случай использования в КП РМ так называемой «административной преюдиции» отмечен в ч. (8) статьи 295. Такая преюдиция противоречит ст. 4 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Впрочем, это уже тема для совсем другого исследования.
Литература:
1. Codul contravențional al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 2009. – nr. 3-6.
2. Кодекс України про адміністративні правопорушення // Відомості Верховної Ради Української РСР. – 1984. – додаток до № 51.
3. Codul fiscal al Republicii Moldova // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. – 1997. – nr. 62.
4. Податковий кодекс України // Відомості Верховної Ради України, 2011, № 13-14, № 15-16, № 17.
|