После распада социалистической системы в странах Центрально-Восточной Европы общество поставило вопрос проведения люстрации и проверок лиц, которые занимали руководящие должности в управлении государством, или были связаны с прошлыми недемократическими режимами и нарушением прав человека. Процедура люстрации стала объектом дискуссий в научных кругах, обжалований в судебном порядке на предмет соответствия действующему законодательству. Украина в 2014 году, приняв закон, ввела инструменты «очистки» власти, поэтому необходимо ответственно подходить к эффективному осуществлению новаторских шагов. Таким образом, исследование данной проблематики актуально для науки конституционного права для последующего совершенствования положений законодательства и для практики применения в целом.
Анализ доктринальных и практических проблем применения люстрации в зарубежных государствах встречается в научных трудах иностранных авторов, среди которых П. Блажек, Л.А. Буракова, П. Гжеляк, К. Оффе и другие. Отдельным аспектам инструментов очистки власти посвящены труды украинских учёных-юристов, а именно: М.М. Антоновича, И.А. Безклубого, С.В. Шевчука и др.
В 1991 г. в Чехословацкой федеративной республике был принят закон о люстрации, который запретил членам сил национальной безопасности, резидентам, агентам, сотрудникам государственной безопасности, лидерам компартии занимать должности в государственной администрации, в чехословацкой армии, также исполнять другие функции, что указаны в статье первой этого Закона на протяжении пяти лет (до 30 января 1996 г). Позже Парламент продлил этот термин до 2000 г, преодолев вето Президента В. Гавела. Этот закон мог коснуться 300 тис. человек, но в ответ на жалобы Ассоциации профсоюзов Богемии, Моравии и Словакии, а также чехословацкой конференции профсоюзов, Международная организация труда пригласила правительство ЧСФР обратиться в Конституционный суд ЧСФР касательно соответствия Закона об люстрации положениям Конвенции МОТ №111 о защите от дискриминации на основе политических взглядов. Конституционный суд признал положения нескольких статей Закона о люстрации такими, что не соответствуют Биллю об основных правах и свободах. В частности, Конституционный суд провозгласил незаконным то, что Закон также касался потенциальных кандидатов на сотрудничество.
Ученый С.В. Шевчук, указывал на то, что украинская модель люстрации также предполагает санкции продолжительностью более пяти лет, что не соответствует седьмому принципу Резолюции 1096 ПАСЕ в аспекте ограничения права на занятие определённой должности через люстрацию не должно превышать пять лет, потому что не стоит недооценивать возможность позитивных изменений в отношении и привычках личности.
Поэтому опираясь на опыт Чехословакии, в Законе Украины «Об очистке власти» следует отменить положения касательно десятилетнего запрета занимать определенные должности и закрепить единое ограничение сроком на пять лет, которое будет соответствовать европейской практике.
В польской модели люстрации удачно было решено проблемы коллективной вины и обратного действия законодательства о люстрации во времени, что возникают и в Украине. В частности, ответственность в виде ограничений наступает не за совершение определенных действий в прошлом, а за так называемую «ложь о люстрации», то есть представление неправдивой информации в анкете о люстрации. Для лиц, которые сознаются в сотрудничестве, наступают негативные последствия морального и политического характера. Но для эффективного функционирования такой модели необходима достаточная действенность механизмов морально-политической ответственности.
Итак, государства Центрально-Восточной Европы имеют значительный опыт применения процедуры люстрации. Так, в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Литве, Эстонии на протяжении 1990-х – 2000-х годов, реализовывались процедуры люстрации, в том числе сталкивались с проблемами практического характера. Практика проведения люстраций в зарубежных странах позволяет утверждать, что они позитивно влияют на снижение коррупции в органах государственной власти. Большинство учёных считает, что есть прямая зависимость снижения уровня коррупции среди чиновников, если перед этим проводить процедуры люстрации в государстве.
Литература:
1. Лёзина Е.В. Люстрация и открытие архивов в странах Центральной и Восточной Европы//Вестник общественного мнения. –апрель-июнь 2015. - №2(120).-с. 48-89.
2. Мяловицкая Н.А, Ревко И.М. Проведение люстрации в зарубежных странах: практика и опыт для Украины//Научный вестник Херсонского государственного университета. - Випуск 1. Том 1. – 2017. – Серия Юридические науки. –с. 69-72.
|