Очевидно, что для осуществления своих функций любому государству необходима система государственных органов, которые обладают установленными государством свойствами и признаками. И обладание государственными полномочиями является одним из наиболее важных свойств. Таким образом, органы государственной власти играют ведущую роль в работе государственного аппарата, в частности законодательной ветви. В настоящее время невозможно представить себе эффективную работу депутатов (независимо от уровня) без вспомогательного аппарата - помощников-консультантов. Деятельность депутатов требует все более широкого их участия. Вспомогательный аппарат народного депутата Украины обладает значительными особенностями, что в совокупности с исключительно важным значением определяют их в качестве объекта исследования, а также освещения в научных трудах. Между тем, в украинской и зарубежной литературе недостаточно научных исследований, посвященных анализу взаимоотношений депутатов со своими помощниками, административно-правового статуса последних. Исследованию пробелов в исследованиях относительно административно-правовых особенностей помощников-консультантов народного депутата Украины посвящены данные тезисы.
Целесообразно согласиться с утверждением А.М.Осавелюка, дающего понятие „вспомогательные государственные органы". По его мнению, это прежде всего такие государственные органы, которые не наделены государственно-властными полномочиями и выполняют главным образом функции координата, подготовки рабочих документов, экпертных заключений, профессионального консультирования. Таким образом, под вспомогательным государственным органом, обеспечивающим функциональную деятельность народного депутата Украины, следует понимать организацию государственных служащих, оказывающих научную, правовую, организационную, техническую помощь в работе народного депутата [1, 49].
Соответственно, вспомогательный аппарат, по мнению ученого А.М.Осавелюка, - это организация государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь органам государственной власти или отдельным должностным лицам государства: главам государств, парламентам и их палатам, правительствам [1, 52].
Однако, существует иная точка зрения, предложенная казахстанским ученым В.А.Малиновским, который полагает, что «представляется не совсем обоснованно усреднено объединять консультативно-совещательный орган, работающий на чисто профессиональной основе, госструктуру и депутатский парламентский комитет» [2, 402].
Как правило, вспомогательные органы народного депутата Украины, в отличие, скажем, от Администрации Президента или Секретариата, не имеют сложной внутренней структуры, поскольку в них входит лишь одна должность помощника-консультанта, которая возлагается на четырех служащих (на постоянной основе). А это значит, что вспомогательный аппарат народного депутата Украины не подвержен серьезным структурным и количественным изменениям. Достаточно заметить, что несмотря на множественные изменения, внесенные в Закон Украины „О статусе народного депутата Украины", количество помощников-консультантов остается неизменным.
К слову, в настоящее время, как отмечает канадский исследователь Дж.Фрейзер, только в палате общин Канады персонал вспомогательного апарата составляет около 2 ООО специалистов. И на его содержание из государственного бюджета ежегодно выделяется 240 млн. долларов. Кроме того, в распоряжение депутата выделяются денежные средства, предназначенные для оплаты не только помощников, но и секретаря, исследователей, административного аппарата [3, 64-65].
При этом целесообразно добавить, что неразрешенным на законодательном уровне остается вопрос относительно того, участвует ли вспомогательный аппарат (т.е. помощник-консультант) в управленческом процессе и можно ли полагать, что деятельность помощника-консультанта народного депутата Украины управленческой?
Безусловно, помощник-консультант принимает участие в управленческом процессе. Примером может стать то, что в его служебные обязанности входит по поручению народного депутата Украины изучать вопросы, необходимые народному депутату Украины для осуществления его депутатских полномочий, готовить по ним соответствующие материалы; помогать народному депутату Украины в организации проведения отчетов и встреч с избирателями, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что выполняемая ими работа охватывается управленческим циклом, однако не может считаться управленческой, поскольку его участие специфично и ограничено определенным кругом действий, прав и обязанностей, не образующих в итоге самостоятельного законченного управленческого цикла, завершающегося принятием управленческого решения. Ведь принятие обязывающего и окончательного решения находится в ведении только самого народного депутата Украины.
Таким образом, административно-правовая характеристика помощника-консультанта народного депутата Украины напрямую определяется характером выполняемых им функций. Роль последних выступает дополнительной, второстепенной по отношениям к тем функциям, которые возложены на самого народного депутата Украины.
Литература:
1. Осавелюк А.М. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционный статус. -М.:Юристъ, 1998.
2. Малиновский В.А. Президент Республики Казахстан: инструменты власти и обеспечение деятельности. - Алматы: АЮ ВШП «Эдилет», 2003.
3. См.Fraser J.A Ор. сit. Р.54.
|