МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИИ УКРАИНЫ
12.01.2009 10:55
Автор: Зезека Наталия Алексеевна, магистр права, ст. преподаватель, Фокас Людмила Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного управления и политики занятости Института подготовки кадров Государственной службы занятости Украины
[Административное право. Административное процессуальное право. Таможенное и налоговое право. Муниципальное право]
Данная статья посвящена проблеме, которая все чаще становится предметом обсуждения ученых и представителей власти, а именно изучению миграционных процессов и путей их предотвращения.
Трудовая миграция существовала во все времена и при спаде экономики, и при ее росте. Уже в начале 2000−х годов в мире насчитывалось около 40 млн. трудовых мигрантов, это около 2% всего трудоспособного населения.
По оценкам Международной организации миграции, среди главных преимуществ миграции для стран доноров, каковой является и Украина, это - положительное влияние денежных переводов на уменьшение бедности, рост валютных резервов и платежный баланс;
- овладение новыми знаниями и навыками, привнесение их домой; сокращение безработицы и неполной занятости;
- развитие предпринимательства благодаря новым возможностям для частного сектора.
Кроме того, мигранты часто делают заметный взнос в процессы модернизации, демократизации, утверждение прав человека [1].
Трудовая миграция граждан Украины за границу существенно влияет на социально-экономическое, политическое развитие государства и формирование национального качественного и количественного состава рабочей силы, безопасность и стабильность страны, ее культурную и религиозную среду, разнообразные сферы жизни.
Основными источниками информации о трудовой миграции за рубеж являются административные данные Государственного центра занятости, Государственной пограничной службы, Министерства внутренних дел, которые охватывают отдельные сегменты трудовой миграции и не дают реальной картины ее истинных объемов.
По экспертным оценкам сегодня за границей работает от 2 до 3,5 млн. наших соотечественников, а по данным официальной статистической отчетности Государственного центра занятости, в 2008 г. на работу за границу выехало 73 тыс. украинских граждан. Из них 99,7 % работали по найму, и только 190 человек были заняты по договору подряда [2].
Это свидетельствует о том, что почти все граждане Украины выезжают за границу на заработки по туристической или гостевой визе и остаются там работать нелегально (без регистрации, как со стороны работника, так и со стороны работодателя) и находятся вне правового поля страны пребывания.
При этом, основная часть официальных трудовых мигрантов - 70,3 тысяч граждан Украины, работали в странах «дальнего зарубежья».
Наиболее представительными группы трудящихся мигрантов были на Кипре (20,7 тысяч человек), в Греции (12,6 тысяч человек), Великобритании (6,8 тыс.чел.) и в Либерии (6,7 тыс.чел.).
Около 2,5 тысяч человек – официально работали в России. (По экспертным данным – около 1 млн. чел.) [3].
Главными причинами трудовой миграции граждан Украины за границу является, безусловно, низкий уровень жизни, огромный дефицит достойного труда и несвоевременная выплата заработной платы. Геополитическое положение таково, что с одной стороны Украина граничит с Российской Федерацией с другой - страны Европы, Европейского Союза.
При этом необходимо отметить, что на заработки за границу выезжают, в первую очередь, наиболее активные высококвалифицированные специалисты и рабочие, Более 70 % мигрантов имели высшее или профессионально-техническое образование. Это приводит к дисбалансу между спросом и предложением на рабочую силу на внутреннем рынке труда. Сегодня в стране все меньше высококвалифицированных специалистов с инженерно - техническим образованием и квалифицированных рабочих, в частности, токарей, литейщиков, кузнецов, термистов, слесарей-инструментальщиков, фрезеровщиков и т.п. [4]
Развитие национального хозяйства, которое характеризуется дефицитом рабочей силы, становится фундаментальным параметром и качественно новым явлением для Украины.
Отток высококвалифицированных кадров значительно ухудшает интеллектуальный потенциал наций, противодействует инновационному развитию, снижает уровень экономического развития государства, отрицательно влияет на демографическую ситуацию и наконец - угрожает национальной безопасности.
Стратегия государства направленная на противодействие оттоку высококвалифицированных работников за пределы страны, должна базироваться на мероприятиях обеспечения прав человека и достижения достойной работы с достойной заработной платой и направляться на устранение угроз национальной безопасности, минимизацию миграционных потерь.
Считаем, что одним из наиболее эффективных средств преодоления упомянутых явлений является, прежде всего, повышение уровня заработной платы, ведь стремление Украины к євроинтеграции обязывает к внедрению европейских социальных стандартов в стране.
Сегодня много говорят о возможности возврата трудовых мигрантов, и в первую очередь – нелегалов, назад в Украину в связи с мировым финансовым кризисом. Оценить возможные масштабы такого возвращения людей, имевших заработную плату не меньше 1 тыс. дол., а именно такая минимальная зарплата в США, или от 500 до 700 евро – в западноевропейских странах, в страну с минимальной зарплатой 545 грн. и средней заработной платой – 1773 грн. - невозможно. Я не претендую на роль великого экономического пророка, но мой опыт и знания позволяют сказать – они сюда не поедут. Да и работодателю, который использует нелегальный труд, в условиях кризиса дешевле уволить тех за кого надо платить налоги [5].
В то же время, «свято место - пусто не бывает» и, по официальным данным, за прошлый год на 63 % увеличился приток в Украину неквалифицированных работников из стран Азии, Африки и и других [6].
Иммиграция имеет многоплановые, чаще всего не прогнозируемые экономическое и социальное последствия. Они дифференцированно сказываются в разных сферах - региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической. Влияние иммиграции на динамику экономического роста - явление, пока что, малоизученное и не отображено статистически. Однако, уже сегодня наблюдается тенденция роста обращений украинских работодателей к государственной службе занятости по поводу оформления разрешений на трудоустройство иностранцев. И если на протяжении 2007 года было оформлено около 16 тыс. разрешений, то только в 1 полугодии 2008 года оформлено более 11 тысяч таких разрешений. Поэтому, на наш взгляд, это явление требует вмешательства научной мысли, детального изучения и соответствующей оперативной реакции в программах социально-экономического развития страны.
Что касается внутренней трудовой миграции, то она была, есть и будет во всех странах. И Украина не исключение в этих процессах.
Более того, внутренняя миграция – это обязательное условие развития, преуспевания и отдельного человека и страны в целом. Отсутствие внутренней мобильности – признак стагнации.
В современных условиях глобализации, масштабы трудовой миграции в Украине расширяются как между регионами, так и между населенными пунктами одного региона. Увеличиваются миграционные потоки из сельскохозяйственных районов в крупные города. Безусловно, город Киев, собрал основные ресурсы внутренней миграции в стране.
Сама по себе трудовая миграция имеет как позитивные последствия − это удовлетворение спроса экономики на рабочую силу в регионах с опережающим развитием, так и негативные. Прежде всего, это отток высококвалифицированной части рабочей силы из отдельных регионов, расширение объемов нелегальной занятости и снижение социальной защиты, как работающих трудовых мигрантов, так и неработающих членов их семей.
Внутренняя трудовая миграция на современном этапе обострила ряд проблем.
В первую очередь – это проблемы людей, которые не могут найти работу в своем населенном пункте и проблемы службы занятости в оказании комплекса услуг населению независимо от их места официальной регистрации.
Для того чтобы наметить пути решения, очевидно, необходимо остановиться на причинах вызывающих трудовую миграцию в нашей стране.
Прежде всего, это структурная перестройка экономики, которая происходит под влиянием объективных глобальных процессов движения капитала, информации, товаров, рабочей силы. Одни отрасли сокращаются, как это происходит с сельским хозяйством, другие интенсивно развиваются − сфера услуг, торговля, строительство, транспорт, связь. Однако, развиваются эти отрасли не равномерно по регионам, а преимущественно в крупных городах. Урбанизация, в свою очередь, сопровождается значительным расслоением уровня оплаты труда. Причем, не только среди занятых в разных отраслях, но и среди занятых одной отрасли в разных регионах. Так, наивысшая среднемесячная плата за 9 месяцев этого года отмечалась в городе Киеве, в Донецкой, Днепропетровской, Киевской и Запорожской областях (3002 грн. - 1792 грн), самая низкая − в Тернопольской, Херсонской, Черниговской и Волынской областях (1264грн. − 1349 грн) [7].
Как следствие, рост темпов занятости в Днепропетровском, Донецком, Запорожском, Киевском регионах в два раза превышает темпы роста занятости в областях с низким уровнем заработной платы.
Наибольший спрос рабочей силы по состоянию на 1 октября 2008 года отмечался в перерабатывающей промышленности - 51 тысяча вакансий, торговле - 25,2 тыс., сельском хозяйстве - 11,9 тыс., строительстве - 17,9 тыс. работников.
Таким образом, там, где высокая заработная плата спрос на рабочую силу значительно ниже и естественно, удовлетворяется значительно быстрее.
Второй аспект, влияющий на рост трудовой миграции − доступ к образованию, здравоохранению, сфере бытовых услуг и развлечений. Очевидно, что большинство этих объектов сосредоточено в крупных городах. А жители сельской местности и малых городов имеют явно ограниченные возможности.
Выходом из этой ситуации может стать перенос в сельскую местность несельскохозяйственных производств, создание и развитие на селе и в малых городах предприятий инфраструктуры. Очевидно эти подходы должны находить отражение в региональных программах занятости.
Литература:
1. Безпечність іграшок.—Вид. офіц.—К.:Держспоживстандарт України,2008.— (Національний стандарт України).Ч.3:ДСТУ EN 71-3:2005 — IV, 17с.
2. Ваврищук Наталія Георгіївна. Міжнародна міграція робочої сили в контексті розширення Європейського Союзу: автореф. дис... канд. екон. наук: 08.00.02 / НАН України; Інститут світової економіки і міжнародних відносин. — К., 2007. — 20с.
3. http://www.dcz.gov.ua/control/uk/index
4. Легальна трудова міграція до країн ЄС та попередження порушень трудових прав і трудової експлуатації. Україна=For legal migration to EU member states on how to prevent labour abuses and labour exploitation. Ukraine: guide for labour migrants: посібник-довідник для трудових мігрантів / Міжнародна організація з міграції (МОМ). — К. : Міжнародна організація з міграції (МОМ), 2007. — 115с.
5. www.mlsp.gov.ua
6. Міжнародна міграція та розвиток України в контексті європейської інтеграції: зб. матеріалів міжнар. наук. конф. (16 жовт. 2007р., м. Київ) / Національний ін-т проблем міжнародної безпеки РНБОУ; Фонд ім. Фрідріха Еберта / О.С. Власюк (заг.ред.), О.А. Малиновська (упоряд.) — К. : Фоліант, 2008. — 263с.
7. www.iom.org.ua
e-mail: natali_seryogina@ukr.net
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter