Стратегическая цель функционирования таможенных органов должна заключаться в содействии развитию внешней торговли, оптимальным инструментом для достижения которой является взаимодействие таможни и бизнеса. Таможенный кодекс Украины обозначил новые приоритеты, позволяющие более активно развивать международные экономические отношения. В данном акте содержатся юридические механизмы, которые должны обеспечить ускорение товарообмена между странами.
Между тем, несмотря на новый законодательный подход к деятельности таможенных органов, фактический переход от их конфронтации с субъектами внешнеэкономической деятельности к плодотворному взаимодействию оставляет желать лучшего. В таможенных правоотношениях каждый из участников преследует собственные интересы. У таможенного органа это интересы, предопределенные государством: наполнение казны за счет взимаемых таможенных платежей; охрана государственной и общественной безопасности; сохранение экономических интересов. Субъект внешнеэкономической деятельности заинтересован в скорейшем прохождении таможенных формальностей, минимизации объема таможенных платежей, оперативном выпуске товаров, перемещаемых через таможенную границу. Между тем сохранение бюджетоообразующих функций таможенной системы не противоречит максимальному содействию участникам внешнеторговой деятельности и адаптации отечественных таможенных правил к международным нормам.
Доминирование в таможенном праве публичных интересов не должно означать игнорирования интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, ущемления их прав, недостаточного удовлетворения их законных потребностей. Напротив, стремление государства к оптимизации соотношения частных и публичных интересов в области таможенного дела приведет к увеличению числа субъектов внешней торговли, активизации международного товарооборота, укреплению экономики страны.
В настоящее время претензии хозяйствующих субъектов в адрес таможенного регулирования и практики его применения касаются: нестабильности и сложности таможенного законодательства; недостаточной прозрачности и ясности таможенного администрирования; увлечения таможенных органов выполнением фискальной функции; коррупции должностных лиц таможенных органов. Имидж «проблемности» таможенной сферы в Украине обусловлен и тем, что субъекты внешней торговли в силу специфики своей деятельности сталкиваются и с зарубежной таможенной практикой, при этом сравнение происходит явно не в пользу отечественной таможенной службы. Устранение указанных недостатков позволит определить новые позитивные тенденции развития таможенного права.
В современных условиях появляются новые формы взаимодействия таможенных органов и хозяйствующих субъектов, не всегда имеющие четкую нормативную регламентацию. Так, разработанная таможенной службой УК Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе, имеющая недостаточное экономическое обоснование, во многом не учитывает интересов субъектов внешнеторговой деятельности и может привести к ограничению их прав, предоставленных Таможенным кодексом Украины [1, с. 35].
В данной связи проведение комплексного научного анализа современных таможенных отношений на основе действующего законодательства и правоприменительной практики представляется важным для оптимизации баланса частных и публичных интересов с целью содействия развитию внешней торговли.
Анализ норм Таможенного кодекса Украины позволил выявить области, в которых оптимально найден баланс между частными и публичными интересами. К ним относятся: а) электронное декларирование; б) специальные упрощенные процедуры таможенного оформления; в) свобода выбора таможенного режима; г) свобода выбора места таможенного оформления; д) применение таможенных банковских кредитных карт; е) информирование и консультирование.
Показываются преимущества использования частными субъектами в таможенных отношениях предварительного информирования, смысл которого состоит в том, что сведения о перемещаемом товаре опережают сам груз, следствием чего является сокращение издержек предпринимателя путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Между тем дальнейшее внедрение предварительного информирования и распространение действия данного процесса на всю территорию Украины сопряжено с необходимостью решения ряда проблем. Во-первых, до настоящего времени не определен статус документа предварительного информирования. Во-вторых, представление предварительной информации является правом, а не обязанностью субъекта внешнеторговой деятельности. В-третьих, в таможенном законодательстве отсутствуют четкие и ясные правила, гарантирующие приоритетное таможенное оформление для лиц, представивших предварительную информацию [2, с. 67].
Представляется, что в ближайшее время следует разработать необходимое программное обеспечение для реализации предварительного информирования, а также подробную технологическую схему его осуществления. Данная система должна быть предложена, а не навязана участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки.
Литература:
1. Колесников Г.Г. Публично-правовые начала таможенного законодательства // Вопросы экономики и права. М.: изд-во «Экономические науки», 2009. № 6. С.33-37.
2. Чвалюк А.М. Митне право: курс лекцій / А.М. Чвалюк. – Донецьк: ДонУЕП, 2010. – 148 с.
e-mail: alexainkiranet@mail.ru
|