В соответствии со ст. 1216 ГК Украины, наследованием является переход прав и обязанностей от умершего физического лица (наследодателя) к другим лицам (наследникам). При различных жизненных обстоятельствах и возникших имущественных спорах при получении наследства, граждане обращаются в суд за защитой своего нарушенного права. Решением суда признается право собственности на наследуемое имущество полностью или в долях.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на сегодняшний день, на основании делегированных полномочий, осуществляют бюро технической инвентаризации (БТИ) на основании «Временного положения о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество» 28.01.2003 года №615. Согласно этому положению государственная регистрация прав проводится после технической инвентаризации объекта, права относительно которых будет проводиться государственная регистрация.
Однако, при проведении технической инвентаризации, часто выявляют перестройки и переоборудования объектов недвижимого имущества. Данные обстоятельства, при этом, не являлись предметом рассмотрения в суде, при признании права собственности на объекты недвижимого имущества. Т.е. при проведении технической инвентаризации, которая предшествует государственной регистрации, в технической документации ставится отметка: «Самовольно возведен».
Применяя аналогию закона, обращаю внимание на следующее: Статьей 29 Закона Украины «Об аренде земли» предусмотрено, что осуществление строительных работ на объектах градостроения без разрешения на выполнение строительных работ либо его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность согласно законодательства. Перестройка и переоборудование в квартире, осуществленная без должного на то разрешения так же отнесена к самовольному строительству. О факте того, что в квартире при жизни наследодателя была осуществлена перестройка и переоборудование свидетельствует техническая документация, а именно технический паспорт, где указано, что переоборудование является самовольным. Однако, зачастую суды считают данные обстоятельства таковыми, что не влекут за собой юридических последствий для регистрации права собственности, что не основано на законе. Согласно положениям статьи 331 Гражданского кодекса Украины право собственности на вновь созданное недвижимое имущество: жилые дома, строения, сооружения возникает с момента завершения строительства, создания имущества. Если договором или законом предусмотрено введение недвижимого имущества в эксплуатацию либо право собственности на недвижимое имущество подлежит государственно регистрации, то право собственности возникает с момента его введения в эксплуатацию, либо его государственной регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 50 Кодекса административного судопроизводства Украины ответчиком в административных делах является субъект властных полномочий, если иное не установлено данным Кодексом. Регистрацию прав на недвижимое имущество, согласно п. 1.3. «Временного положения о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество», утвержденного Приказом Министерства юстиции Украины от 28.01.2003 года №615, выполняют предприятия БТИ. Поэтому, БТИ в данной части являются субъектов административного судопроизводства согласно п.7 ст. 3 КАС Украины.
Соответственно, при обжаловании регистрации или отказа в осуществлении таковой, административные суды основывают свои выводы на том, что в порядке наследования было признано право собственности на объекты недвижимого имущества судом общей юрисдикции. Однако, при рассмотрении судами общей юрисдикции данной категории дел, суд не проверяет наличие или отсутствие перестройки и переоборудования недвижимого имущества, составляющего наследственную массу, а также, наличие у него разрешительной документации на строительство объектов, введения их в эксплуатацию. Понятие самовольного строительства, а также правовые основания и условия признания права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество указаны в статье 376 Гражданского Кодекса Украины, из которой можно сделать вывод, что лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него. Таким образом, суть самовольного строительства обусловливает презумпцию невозможности возникновения права собственности на неправомерно построенный объект. Приведенные данные свидетельствуют о том, что суды не предпринимают мер для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, а поэтому решения принимаются в соответствии с не полностью выясненными обстоятельствами дела, которые имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
В ряде случаев суды лишь разъясняют в своих решениях, что истец и третье лицо обязаны такое самовольное строительство ввести в эксплуатацию, но ошибочно приходят к мнению, что отсутствие ввода в эксплуатацию никоем образом не отражается на правах и обязанностях БТИ - ответчика по делу. Однако, Закон Украины «О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их обременений» устанавливает Порядок проведения государственной регистрации прав и их обременений. П.4 вышеуказанного закона предусмотрено: «Государственной регистрации подлежат исключительно заявленные права при условии их соответствии законодательству и поданным документам». Заявленные права на собственность не соответствуют документации, находящейся в КП БТИ и не соответствуют записи в Едином государственном реестре прав собственности на недвижимое имущество, что исключает возможность регистрации такого права, однако БТИ регистрируют таковое, ссылаясь на тот факт, что Решение суда вступило в силу, и регистратор не вправе отказать в регистрации на данном основании. На ком же лежит обязанность ввода в эксплуатацию, почему регистрируется право, на основании какого нормативного акта: все вышеперечисленное остается вопросом, ответ на который – пробел в праве.
П.3 гласит: «Документы, которые устанавливают возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество и подаются для государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленными этим Законом и другими нормативно-правовыми актами». Кроме того, данные положения закреплены и в п. 2.9. Временного Положения о порядке государственной регистрации права собственности и других вещественных прав на недвижимое имущество. Однако, подаваемые для регистрации документы не соответствуют статье 331 Гражданского кодекса Украины. Суды не принимают это во внимание, считая действия БТИ соответствующими закону.
Существует и иное мнение, что в подобных случаях регистратор должен поступить в соответствии с п.3.8. Положения: Регистратор БТИ отказывает в проведении государственной регистрации прав, если: «Государственной регистрации подлежат исключительно заявленные права при условии их соответствия законодательству и поданным документам». В случае отказа, действия регистратора так же обжалуются и, на сегодняшний день, юридическая практика не пришла к единому мнению о правомерности регистрации права собственности на наследственное имущество не принятое в эксплуатацию.
Литература:
1. Гражданский Кодекс Украины от 16.01.2003 года №435-IV/ http://iportal.rada.gov.ua/;
2. Временное Положение «О порядке государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество» от 07.02.2002 года № 7/5/ http://iportal.rada.gov.ua/;
3. Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременении» от 01.07.2004 года №1951-IV/ http://iportal.rada.gov.ua/;
4. Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 года №2747-IV/ http://iportal.rada.gov.ua/;
5. Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 года №161-XIV/ http://iportal.rada.gov.ua/.
|