ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В КОНСТИТУЦИЯХ УКРАИНЫ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.03.2010 11:02
Автор: Трихліб Крістіна Олексіївна, студентка факультету підготовки кадрів для Міністерства закордонних справ України Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого
Основы конституционного строя провозглашаются от имени народа, его государственной волей. Тем самым подчеркивается их юридическая значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Вследствие этого закрепляемые конституцией основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни [1, с. 5].
Согласно Конституциям, Российская Федерация и Украина провозглашаются демократическими, правовыми государствами с республиканской формой правления. Их суверенность распространяется на всю территорию.
Существенным дополнением к характеристике государства является введение в Конституцию России нормы (отсутствующей в украинском Основном Законе), которая утверждает светский характер российского государства. Этой нормой предусматривается, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 15) [2].
Государство – подчеркивается в Конституции Украины (ст. З) – отвечает перед человеком за свою деятельность [3].
В Российской Федерации (ст. 12) [2] и в Украине (ст. 8) [3] признается и гарантируется местное самоуправление. Конкретизируя это положение, Конституция России определяет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В Конституции Украины содержится также ряд статей, отражающих специфику происходящих в Украине политических и межнациональных процессов, свойственных государствам, которые лишь приобрели национальную независимость. Это касается вопросов о государственном статусе украинского языка (ст. 10) [3], консолидации и развитии украинской нации (ст. 11) [3], о государственной символике (ст.20) [3] и прочее.
Закрепление в конституции основ конституционного строя еще не является гарантией конституционного характера государства. Конституция как единство правового текста и реального строя жизни – есть продукт конституционного развития, где полное единство – недостижимый идеал. Однако постоянное стремление к его достижению, к "конституциизации" социальных отношений – суть демократического развития общества и государства [4, c. 86].
Обращаясь к тексту конституций обоих государств, необходимо обратить внимание на то, что уже в преамбулах этих конституций нашли отражение явления, связанные с такими общественными процессами особой важности, как общая идентификация народа и легитимизация конституции. Под идентификацией при этом понимается осознание народом себя как определенного единства, характеризующегося самостоятельным, конкретным качеством – возникновением в общественном сознании общей, объединяющей категории "мы". "Мы, многонациональный народ Российской Федерации" – записано в российской Конституции [2]. В украинской Конституции формулировка "Украинский народ – граждане Украины всех национальностей" явилась результатом компромисса между противостоящими силами, как в целом, в многонациональном обществе (где только русских насчитывается 12 млн.), так, соответственно, и в Верховной Раде Украины [3]. Попытки ограничиться формулировкой "украинский народ" ставили под сомнение саму возможность принятия Конституции, ее последующую легитимность.
В отличие от российской Конституции и мировой конституционной практики в Конституции Украины нет специального раздела "Основы конституционного строя". Ее первый раздел посвящен «общим положениям». При этом не ясно, каким именно – общим? Неопределенность названия данного раздела Конституции Украины привела к тому, что в нем наряду со статьями, регулирующими основы конституционного строя Украины, содержится и набор не совсем связанных между собой положений, отдельные из которых не имеют отношения к основам конституционного строя. Такими положениями, в частности, являются – «Государство способствует изучению языков международного общения» (ст. 10) [3], «Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства» (ст. 12) [3], «Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также членов их семей» (ст. 17) [3] и т.д. В то же время в Конституции Украины нет даже упоминания о гражданском обществе, которое является социальной основой правового государства. В этом усматривается не столько проявление конституционного нигилизма украинских законодателей, сколько подтверждение уже высказанной мысли об отсутствии единого представления о самом понятии «Основы конституционного строя».
Наиболее существенным и действительно имеющим принципиальное значение является различие в формах государственного устройства России и Украины, в объеме полномочий и степени самостоятельности территорий.
Российская Конституция закрепляет федеративную форму государственного устройства России (ст. ст. 1, 5) [2], украинская Конституция провозглашает Украину унитарным государством (ст. 2) [3].
Все народы Российской Федерации пользуются одинаковыми правами во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры, науки, образования и других областях. Они пользуются равными правами на самоопределение, то есть на избрание формы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерации имеется 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов.
Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Республика в составе Федерации является государством, и она не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом.
Российская Конституция и Федеративный Договор конкретизируют конституционно-правовой статус каждой из групп субъектов федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) в соответствии с их особенностями и местом, которое они занимают в системе федеративного устройства.
Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации является наличие республиканского гражданства. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. При этом наличие гражданства Российской Федерации и гражданства республики в ее составе означает не двойное гражданство, а лишь два уровня единого гражданства.
Согласно Конституции Российской Федерации, республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – государственным языком Российской Федерации [5, с. 43].
Наконец, одним из неотъемлемых элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственных флаг и Государственный гимн, а также на столицу.
Конституция Российской Федерации и конституционное законодательство в целом не предусматривает ни института ответственности властей субъектов Федерации, ни механизмов федерального вмешательства (федеральной интервенции) в дела субъектов Федерации [6, с. 8].
Оценивая Украину как унитарное государство, следует учитывать ее геополитическое положение, национальный состав, традиции и особенно то обстоятельство, что в ее нынешних границах Украина существует немногим более пятидесяти лет. Крымская же территория была включена в ее состав только в 1954 году. Западно-украинские области долгое время находились под юрисдикцией других государств.
Некоторые из народов, населяющих ныне Украину, – крымские татары, русины, – имели в недавнем прошлом свою автономию.
В этих условиях говорить о едином менталитете народов Украины вряд ли есть веские основания.
Тем не менее, в нынешних условиях украинские законодатели, исходя из реалий переходного периода и довлеющих в обществе настроений, пошли по пути конституционного закрепления относительно децентрализованного унитарного территориального устройства, не избежав при этом таких элементов централизованной унитарности, как назначаемость глав местных администраций.
Как вытекает из конституционного текста, особым статусом в Украине наделены Автономная Республика Крым, города Киев и Севастополь, а все области с их "историческими, экономическими, экологическими, географическими и демографическими особенностями, этническими и культурными традициями" полностью уравнены в правах, занимают абсолютно одинаковое положение в территориальном устройстве.
Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины.
Согласно ст. 135 Автономная Республика Крым имеет свою Конституцию, которая принимается Верховной Радой Автономной Республики, но при обязательном утверждении Верховной Радой Украины (причем, не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины).
Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета Министров Крымской автономии определяются Конституцией Украины и законами украинского государства, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной республики Крым по вопросам, отнесенным к её компетенции.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что при разработке и принятии Конституций России и Украины, определении основ конституционного строя законодатели руководствовались в целом общими методологическими принципами, опирались на международный конституционный опыт, учитывали особенности развития своих государств и ту конкретную политическую ситуацию, в которой рождались Основные Законы [7, с. 337].
Література:
1. Шаповал В. Конституция как форма (источник) конституционного права Украины // Право України. – 1999.р. – № 6. – С. 5 –9.
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993 с последними изменениями от 25. 07. 2003 г.
3. Конституция Украины. – К., 1996 с соответствующими изменениями от 08. 12. 2004 г.
4. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 1999. – 820 с.
5. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. — М., 1997. – 267 c.
6. Барциц И. Ответственность власти // Власть. – 2000. – № 1. – С .8 – 14.
7. Ковешников Е. М. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств / Учеб. для вузов / М.: Норма, 1999 – 446 с.
e-mail: kristina.trihleb@mail.ru
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution 4.0 International License
Знайшли помилку? Виділіть помилковий текст і натисніть Ctrl + Enter